
Гость в студии – профессор Дмитрий Евстафьев. Перспективы 2020 года: российский «образ будущего». Ведущие «Вестей ФМ» – Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
ШАФРАН: Мы каждый раз с надеждой смотрим в будущее и думаем, что изменится. Сегодня вот послание президента – мы опять в трепетном ожидании находимся.
ЕВСТАФЬЕВ: Нет, ну, во-первых, послания президента, как правило, действительно несут очень значимый заряд того, что для нас является приоритетом на ближайшее время. Но давайте опять же честно говорить: все основные темы и все основные, скажем так, направления, вектора развития, с которыми мы будем жить лет, я думаю, десять, они были в 18-19 году очень чётко обозначены. Другой вопрос (в чём я с вами согласен, и вероятнее всего это действительно будет новое) – та жёсткость, с которой вот эти все направления будут продвигаться, она наверно будет в 20 году гораздо такой более же жёсткой, активной, я даже не знаю там, чтобы избежать тавтологии, какой термин употребить. Почему? Ну, давайте посмотрим. Мы дошли до предела существования тех противоречий и тех диспропорций, которые существуют в мире, в 19 году вот в рамках той системы, которая называлась глобализация. Да? Мы все говорим там: глобализация, глобализация, догоняющая – у нас очень модно – догоняющая социальная модернизация. Это всё было правдой в действительности, но это была система, которая объединяла и развитые и развивающиеся страны, вот эта система – она полностью исчерпала свой потенциал. Кстати говоря, наша любимое всеми международное право оно тоже было элементом этой самой глобализации. Международное право как доминирующая система регулирования международных отношений и международных экономических отношений – она вне глобализации, вне наличия того, что – нехороший сейчас термин будет – глобального мейнстрима она не существует. Так вот международное право, мы, в общем, все уже согласились с тем, что международное право как такой вот решающий фактор глобальной политики и, кстати говоря, экономики оно уже, что называется, если и существует, то как некий рудимент. Ну всё, это означает, что эта система она внутренне выгорела.
Теперь стоит вопрос: а собственно говоря, как противоречия и диспропорции, которые в 18-19 году у нас проявлялись, будут существовать дальше. А вектора-то все одни и те же. Ну, давайте посчитаем. Первый – это вопрос о национальном суверенитете. Это ключевой вопрос будущего развития мира. Мы прожили 20 лет с идеей о том, что национальный суверенитет будет отмирать, следующие десять лет мы прожили (примерно там с начала 80-х годов...
Полностью