Не секрет, что к июньским событиям на Ближнем Востоке сейчас приковано внимание всего мира. В то же время этот регион никогда и не славился спокойной и размеренной жизнью. Иными словами, там постоянно тлеют угли горячих конфликтов, к чему большая часть людей (по крайней мере из тех, кто периодически следит за новостями) уже привыкла. И тем не менее каждый новый виток ближневосточного противостояния (без особой разницы кого и с кем) неизменно привлекает взгляды мировой общественности, одновременно ещё и обнаруживая непременные пророчества начала третьей мировой.
В этот раз накал достиг высшей точки, ибо войну между Израилем и Ираном прочили давно, а об американских бомбардировках последнего говорят ещё со времён вторжения США в Ирак в 2003. В итоге чисто технически произошло и то и другое. Мир, конечно, от этого не перевернулся, но был ошеломлён самой возможностью осуществления таких, на первый взгляд, маловероятных и малореальных прогнозов. Впрочем, эпоха 2020-х удивляет далеко не в первый раз.
Примечателен и интересен во всей этой истории, конечно же, Иран. Во-первых, потому что это государство не совсем ближневосточное. Географически это больше Средний Восток, а исторически территория Ирана веками служила огромным мостом между Азией (включая Китай и Индию) и Европой, в том числе через Ближний Восток. Во-вторых, основным населением Ирана являются персы и другие народы, говорящие на индоиранских языках индоевропейской языковой семьи. Так что этнически и лингвистически они чужды ближневосточным арабам. В-третьих, господствующей религией Ирана является шиизм, в то время как большая часть арабского мира (да и вообще большинство мусульман) — сунниты.
К тому же Иран — очень древнее и самостоятельное государство, так что он никак не вписывается в ближневосточную мозаику, по историческим меркам не так давно нарезанную европейскими колонизаторами. А ещё в 2025 году был заключён Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном. Поэтому судьба страны, которая одна из немногих подставила нам плечо в трудную годину, не может не вызывать живой интерес.
Культурно-исторический ландшафт
Обычно, когда речь заходит о древнейших и дошедших до наших дней государствах, принято вспоминать лишь Китай. Ведь он и сам об этом с удовольствием при случае напоминает. Но ради справедливости необходимо сказать, что иранская государственность тоже непрерывно существует уже многие тысячелетия. В этом смысле Иран как государство и иранцы как народ являются одним из самых древних этнокультурных элементов в современной человеческой истории.
Разумеется, границы, культура, язык и религия за бесконечные века претерпевали изменения. Тем не менее иранское ядро было сохранено. Современными иранцами (то есть людьми, говорящими практически на одном языке) можно назвать персов, таджиков и афганцев. Но исторически ареал обитания индоиранских народов был значительно шире. Французский историк Жан-Поль Ру в своей книге «История Ирана и иранцев. От истоков до наших дней» выделяет целый «иранский мир». К нему он относит чуть ли не добрую часть Евразии, включая наши причерноморские степи и всю Среднюю Азию (с китайским Синьцзяном включительно). А всё потому, что древними иранцами являлись кочевые племена скифов и сарматов. Что же касается Средней Азии, то знаменитые памятники культуры в Самарканде и Бухаре отражают именно иранское влияние. Ведь древние Хорезм, Согдиана и Бактрия, что находились на землях современного тюркоязычного Узбекистана, были иранскими.
Впрочем, в лучшие времена империя иранцев занимала просто колоссальные территории от Средиземного моря до Индии и Китая. В то же время объять всю циклопического масштаба историю Ирана (и уж тем более земель, когда-то входивших в его состав) очень сложно и, конечно, невозможно в рамках нашего материала. Но мы можем напомнить некоторые знаковые названия и имена, которые, несомненно, знакомы каждому. При этом, вероятно, далеко не все ассоциируют их с Ираном.
К примеру, Мидия. Мидийское царство — одно из мощнейших государств Древнего мира. Или империя Ахеменидов, что простиралась от Египта до Гиндукуша. Кир, Дарий, Ксеркс — имена этих персидских царей легендарны, в том числе благодаря западному Голливуду. Парфянское царство, Селевкидская и Сасанидская империи. Всё это вечные символы грандиозной и великой истории доисламского Ирана. Многочисленные и разнообразные памятники архитектуры того периода хорошо сохранились на всей территории страны.
Иран является родиной древнейшей монотеистической религии — зороастризма, который оказал колоссальное влияние на основные мировые религии, включая христианство. К слову, волхвы, пришедшие, как описывается в Евангелии, поклониться новорождённому Иисусу, были персидскими жрецами-зороастрийцами. Впрочем, роль доисламского Ирана в развитии мировой религиозно-философской мысли столь велика, что потребовала бы отдельной темы.
В VII веке Иран завоёвывают арабы. Древние иранские религию и письменность мощной волной смывает ислам. В то же время происходит удивительный парадокс: иранская культура фантастически обогащает культуру завоевателей, более того, пожалуй, превращает её в культуру. В отличие от Сирии, Ирака, Египта, Туниса и прочих территорий, завоёванных арабами, Иран не стал арабским государством и сохранил свой язык и идентичность.
Вот что пишет в своей книге Жан-Поль Ру: «Иран даст арабам науку — свою и науку Греции, Месопотамии, Индии; классическую философию; свою административную организацию; свой церемониал, свою утончённость, часто свой образ мыслей. Он станет создателем их литературы, как прозаической, так и поэтической. Он будет вмешиваться во всё, что могло бы казаться сферой, закрытой для посторонних, например, в религиозные дела, собирая и публикуя предания, связанные с Пророком, навязывая культ святых, безудержно предаваясь мистике, влияя на некоторые представления шиизма. Разумеется, это далеко не всё».
Иными словами, легендарная арабская культура Средневековья, что оказала огромное влияние на развитие европейской: медицина, математика, астрономия, — на самом деле в большой степени является продуктом тысячелетней высокой и развитой иранской культуры.
К примеру, арабские цифры пришли из Индии (что, впрочем, хорошо известно), но пришли через Иран. Знаменитый учёный и врач Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, больше известный под именем Авиценна, — иранец родом из Бухары. Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми — автор астрономического труда с таблицами движения Солнца, Луны и планет, а также математик, благодаря которому мир получил алгебру в качестве науки, — иранец из Хорезма, происходящий из рода зороастрийских жрецов. Омар Хайям, которого сегодня так модно цитировать, был не только поэтом, но также и математиком, философом. И да, он тоже иранец. Фирдоуси, Низами, Насир Хосров и ещё многие другие знаменитые поэты, ассоциирующиеся с мусульманским миром, являются иранцами.
Таким образом, когда речь идёт об арабской или исламской культуре, на самом деле зачастую подразумевается по сути персидская культура. К слову, к ней же относится и культурное наследие Средней Азии, которым гордятся некоторые бывшие советские республики.
Иран оказал огромное влияние и на сам ислам. Приняв эту религию, он в какой-то степени переработал и донастроил её под себя, если вести речь об иранском шиизме и многочисленных культах и сектах, возникших под влиянием иранской культуры. К примеру, там широко празднуется Навруз — праздник прихода весны, корни которого в зороастризме.
Если вернуться к истории, то стоит отметить, что после арабского завоевания на Иран обрушились завоевания тюрков и монголов. И если в случае с арабами персидская культура сопротивлялась арабизации, но всё-таки была подвержена определённым изменениям, то под тюркской властью (династии Газневидов, Сельджуков, Тимуридов и проч.) она, напротив, расцвела и полностью растворила в себе завоевателей. Персидский язык становится языком классической литературы, а также государственного аппарата и средством межнационального общения.
Впрочем, национальный вопрос правящих династий ещё долгое время будет в Иране достаточно сложным. И сегодня это весьма многоликое с этнической точки зрения государство. Но об этом подробнее будет сказано в следующем материале.
Вообще же было бы удивительно, если бы за тысячи лет эта страна не претерпевала никаких изменений. Ведь через её земли прошли целые народы (к примеру, предки нынешнего населения Турции). Удивляет и восхищает другое: несмотря на многочисленные нашествия, на многочисленных и всё время меняющихся воинственных соседей, Иран выстоял. Сохранил свой язык, свою культуру и свою государственность. А ведь та же Византия навсегда прекратила своё существование под нажимом кочевников, впрочем, как и многие древние государства Ближнего Востока, от которых теперь остались лишь отголоски в виде названий.
В свете этого забавно наблюдать, как две страны, чей возраст на двоих едва составляет 300 лет, бахвалятся тем, что якобы могут уничтожить это древнее и могучее государство. Через призму истории это выглядит просто смешно.
Сергей Газетный