Россия совершила неожиданный ход, объявив о начале массового производства своей гиперзвуковой баллистической ракеты "Орешник", пишет Focus. НАТО встревожена. Уже сам факт существования этих ракет меняет расстановку сил и оказывает военно-стратегическое давление на Запад.
В нынешней гонке вооружений, где дистанция между лидерами определяется долями секунд, Россия совершила неожиданный ход, сделав крупную ставку на свою гиперзвуковую баллистическую ракету под названием "Орешник". Это оружие предназначено для нанесения быстрого и неожиданного удара, который трудно купировать современными системами защиты.
Россия объявила о начале массового производства "Орешника" — оружия, которое возглавляемое Путиным государство называет гиперзвуковой баллистической ракетой средней дальности (БРСД). 23 июня 2025 года, во время встречи с выпускниками военных вузов, президент Путин высоко оценил боевые возможности этой ракеты, запуск которой состоялся 21 ноября предыдущего года. Тогда как сообщила российская сторона, "Орешник" поразил промышленный комплекс в украинском Днепре, причем что интересно, в этом случае Россия решила отказаться от использования в боеголовках взрывчатых веществ и заранее анонсировала применении этого оружия.
Game‑changer Путина, или Почему российская гиперзвуковая ракета "Орешник" не дает НАТО спокойно спать
"Орешник" был создан не с нуля, его конструкция базируется на снятой с вооружения в 2018 году ракете РС-26 "Рубеж". Инженеры сохранили до 80-90% компонентов прототипа, но внесли ключевые изменения в головную часть и в системы повторного входа в атмосферу. Это позволило получить менее массивную конструкцию, бóльшую маневренность и лучшую интеграцию с технологией разделяющейся головной части MIRV.
"Орешник" развивает скорость выше 10 Махов, то есть более 12000 км/ч. Для сравнения, это в три раза больше, чем обычные крылатые ракеты, он быстрее, чем любая система перехвата, имеющиеся у стран НАТО. Более того, его дальность достигает 5000 километров, что позволяет "Орешнику" поражать цели практически по всей Европе и даже дальше, если его запустить с территории Белоруссии или с западных территорий России. Однако скоростью и дальностью полета уникальные возможности этой ракеты не исчерпываются — самым большим преимуществом "Орешника" являются его боеголовки в количестве шести штук с системой индивидуального наведения MIRV, каждая из которых может нести суббоеприпасы. Такая конструкция позволяет уничтожить несколько целей одним снарядом и значительно усложняет любые попытки защиты от удара. Напомним, что такие современные комплексы, как Patriot или даже THAAD, не предназначены для одновременной нейтрализации многих целей, движущихся с такой огромной скоростью.
Хотя нынешние масштабы производства российских ракет "Орешник" пока, похоже, невелики, сам факт их существования меняет расстановку сил. Тем более что Россия объявила о намерении разместить это оружие на территории Белоруссии к концу 2025 года, что само по себе резко сокращает время подлета к целям в Европе. Для НАТО это четкий сигнал о том, что традиционные средства защиты от нового поколения ракет могут оказаться недостаточными. Интересно, что "Орешник" нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года, который запрещал ракеты с дальностью действия от 500 до 5500 км, но Россия вышла из него в 2019 году, обвинив США в нарушении договоренностей.
Должен ли "Орешник" изменить подход НАТО?
Что же сегодня представляет собой "Орешник"? Полностью готовое к применению оружие или лишь инструмент демонстрации силы? На данный момент количество произведенного оружия этого типа, скорее всего, небольшое, но само наличие у России этих ракет, их приближение к границам НАТО и потенциальное размещение в Белоруссии уже в 2025 году создает политический и военно-стратегический прессинг. Это может стать началом новой Холодной войны. Действие международных договоров завершилось, и обе стороны активнее занялись своими стратегическими проектами. Возможно, "Орешник" сам по себе и не является тактическим прорывом, но он, несомненно, подрывает основы европейской безопасности.
Поэтому перед НАТО встает вопрос, что делать? Инвестировать ли в более быстрые системы перехвата? Возобновить переговоры о контроле над вооружениями? Или разработать собственное антигиперзвуковое оружие? Ни один из вариантов не является дешевым и каждый чреват ростом политической напряженности.
Источник