Эйфория от темпов освобождения территории ДНР не должна затмевать глаза. Сюжеты о том, как мы к концу года оставим Украину без света может закончится сильным разочарованием. Хуже того: уход ВСУ с левого берега Днепра, может стать началом нового этапа войны, в ходе которого русским тыловым городам придётся намного хуже, чем было до сих пор. У Сырского есть козырь в рукаве.
С 31 августа русская авиация приступила к "обработке" окрестностей Угледара. Мониторинговые ресурсы отмечали необычно высокую интенсивность бомбардировок, которые вначале нацелились на передовые позиции врага, а затем продолжились и на позиции в глубине обороны.
"Прогрев" Угледара
На фоне мощной огневой подготовки наши штурмовые взялись за освобождение Угледара.
На данный момент ясно, что наступление осуществляется по двум направлениям: с востока на шахту "Южнодонбасская № 1" и восточную окраину посёлка Водяное, а также с юга от населённого пункта Павловка в сторону села Пречистовка и на север от него.
"В районе шахты "Южнодонбасская № 1" и на восточной окраине Водяного сохраняется высокая интенсивность боевых действий. Армия России давит при поддержке бронетехники и оперативно-тактической авиации", — передаёт Telegram-канал "Два майора".
В целом это дает основание надеяться, что наше командование не будет направлять войска на штурм следующей "укрепленной точки" врага, а решит проблему оперативным охватом.
"Невельский котёл" или выход к Днепру
Севернее происходит еще более интересные события: быстрое продвижение наших войск в районе Селидова и Украинска на пути к Красноармейску. Изменение направления движения с севера на юг на этом участке фронта привело к формированию глубокого "котла". В него попали подразделения, оборонявшие линию, прежде контролируемую ВСУ после их отступления из Авдеевки.
Некоторые аналитики, включая экспертов с вражеской стороны, отмечают выросший уровень нашего командования. Возможно, это так, но, кажется, главную роль играет постепенное увеличение численности войск на фронте.
Операции по прорыву и окружению невозможно провести с небольшими группами. Для этого нужны массированные силы. Возможно, усилия государства по привлечению людей на контракт наконец-то начали оказывать влияние на фронт.
Если наше наступление будет успешным, то в ближайшее время после схлопывания "котла" мы начнем его пошаговое разделение на "зоны уничтожения", где вражеские силы сначала будут вынуждены прижиматься под огнем к своим позициям, лишаясь возможности маневрировать, а затем они будут систематически уничтожаться по секторам.
Может ли противник все бросить и убежать? В принципе, да. Именно так украинские войска уже поступили в Невельском. Проблема в том, что, по большому счету, у них некуда бежать: чем дальше они отступают на запад, тем хуже у них становятся позиции для обороны. И это будет так до самого Днепра.
Вероятный контрудар
Но, несмотря на столь оптимистичные прогнозы, не стоит недооценивать врага. Telegram-канал "Рыбарь" предупреждает, что сейчас рано расслабляться. Собранные в Сумской и Харьковской областях силы могут быть задействованы для наступлений на Белгородскую и Брянскую области.
Военный обозреватель Юрий Подоляка считает, что Киев может провести контрудар в направлении "очеретинского цветка" для перекрытия снабжения нашей наступающей группировки.
Вместе с тем, пограничные районы Белгородской и Брянской областей уже подвергались проверке со стороны ВСУ, и не предвидится ничего нестандартного. В случае мощного удара по этим районам, там будут задействованы авиация и артиллерия, переброшенные сюда для освобождения Курской области. Остается лишь экзотическая возможность удара через Белоруссию на нашу территорию.
Козырь Сырского
По нашему мнению, главная карта, которую держит в рукаве главком Сырский, — это собранный ударный кулак для нападения на Энергодар и захвата Запорожской атомной электростанции.
В конце августа появилась информация о массированной концентрации крупных механизированных соединений в Запорожье и доставке топлива туда колоннами топливозаправщиков. Проверить достоверность этой информации в настоящий момент невозможно. Однако, предположим, что информация соответствует действительности; в таком случае противник уже имеет силы для контрудара.
Расположение зоны концентрации находится в относительно глубоком тылу и не подвержено столь же сильным авиационным атакам с нашей стороны. При этом расстояние до линии фронта составляет всего около 150 км, что позволяет механизированным соединениям преодолеть его за одну ночь и атаковать на следующий день.
Опасность возможного сценария заключается еще и в том, что противник может нанести концентрированный удар в одном направлении, в то время как наша наступающая группировка уже значительно распылена по нескольким направлениям, уничтожая остатки украинской обороны и загоняя их в карманы огневых зон.
История военных конфликтов показывает, что подобные маневры могут быть сдержаны воздушными ударами по маршрутным колоннам, формированием подвижной обороны, установкой блокирующих заслоев и выделением мобильных резервов для контратак. Надеемся, что наше командование учло какие-либо из этих моментов.
В сухом остатке
Хотя мы не согласны с коллегами в их оценке оперативных и тактических угроз, тезис "Рыбаря" о том, что расслабляться рано, выглядит неоспоримым.
На данный момент самой опасной является нарастающая эйфория в обществе и в средствах массовой информации, из-за которой можно основательно обжечься. Необходимо быть осмотрительными по отношению к темпам нашего продвижения и освобождения территории ДНР. Сюжеты, где у нас все хорошо, а у противника к концу года прогнозируется дефицит сил и прекращение военного производства, могут привести к разочарованию.
Уход ВСУ с левого берега Днепра станет началом новой главы конфликта, в ходе которого русским городам и тыловым зонам придется столкнуться с гораздо более тяжелыми условиями, чем когда-либо прежде. Поэтому радость от побед армии не должна закрывать осознание, что нас может ожидать еще несколько лет тяжелого конфликта с хитрым и крайне жестоким врагом.
Источник