Гендиректор АО «Первая группа» и член генерального совета «Деловой России» Алексей Порошин заявил, что китайские банки начали негласно делить юань на «грязный» и «чистый»: «грязным» считается тот, который связан с Россией, а работать они хотят только с «чистой» валютой. Он подчеркнул, что это усложняет расчеты для импортеров, вынуждая их искать «чистый» юань в других местах.
В практике другого члена генсовета объединения — Максима Черешнева был случай, когда китайский банк заявил, что не желает принимать юани, купленные на уже подсанкционной на тот момент Московской бирже.
О существовании проблемы «грязного» и «чистого» юаня знают гендиректор юридической компании SinoRuss Сурана Раднаева и руководитель группы по работе с банками юрфирмы Amond & Smith Иван Тихоненок. В КНР банки могут отказываться от операций с местной валютой при подозрении, что она была использована в сделках с российскими компаниями или физическими лицами, рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро Nordic Star Андрей Гусев.
Блогер Анатолий Несмиян считает, что китайская валюта не является надёжной денежной единицей. «К вопросу о статусе Китая как сверхдержавы. Если Китай вводит санкции (даже негласные) в отношении своей собственной суверенной валюты, причем полностью подконтрольной китайскому Центральному банку, то говорить о его суверенитете просто не приходится. Точно так же нелепо рассматривать юань в качестве даже не мировой, а хотя бы региональный валюты — сам факт того, что юань, купленный в российской юрисдикции, чем-то отличается от юаня, купленного где-то еще, ставит под сомнение статус этой расчетной единицы. По факту она отличается от зимбабвийского доллара только относительно устойчивым курсом. В остальном — такие же бусы и стекляшки», — отметил Несмиян.
Ранее заместитель начальника Росгвардии по Донецкой Народной Республике Александр Ходаковский заявил, что Китайская Народная Республика не является союзником Российской Федерации.
«Сейчас стало столько Китая в пространстве, что поневоле прижимаешь уши и робеешь перед его «величием». Америка и Китай — два столпа мироздания, — остальные не более, чем пыль... Откровенно говоря, каким бы важным партнером для нас он ни был — мое личное к нему отношение симпатией не отличается. Я понимаю, что как он использовал запад, воруя его технологии, так он использует и нас, всасывая в себя наши природные богатства по демпинговой цене. На мой взгляд, Китай необоснованно ставит себя в позу мирового лидера при той зависимости от запада, которая сегодня имеет место. Еще недавно — год-два назад — мы грозили «золотому миллиарду» переходом на взаиморасчеты в национальных валютах, а сегодня китайские банки получили команду не принимать юани (!!!) даже у третьих стран, получивших эти юани из России. Банковская система Китая разве не суверенна? И тут либо наш китайский друг не такой уж и друг, либо не такой уж и китайский, подразумевая, что правят бал там кукловоды извне», — отметил Ходаковский.
Источник