Когда Виктор Янукович был ещё президентом Украины, а не проводил бессмысленные пресс-конференции в Ростове, о нём говорили много всего.
Говорили, что словарный запас у него, мягко говоря, не очень богатый, что за его плечами криминальное прошлое, что закон он трактует по собственной прихоти и что вся его семья увязла в финансовых махинациях.
Чем Янукович не был известен, так это энтузиазмом по поводу евроинтеграции. Но почему, в таком случае, он зашёл так далеко в переговорах, которые предполагалось завершить подписанием соглашения с Евросоюзом? И зачем он несколько раз обещал подписать этот договор, который явно не лучшим образом отразился бы на взаимоотношениях Украины с Россией?
Конечно, в этом можно найти определённые просчёты бывшего президента, однако самое большое влияние на Януковича оказал один простой факт: очень многие украинцы свято верят в то, что евроинтеграция поможет их стране стать богатой и зажить «нормальной жизнью». Эта уверенность украинцев и стоила Януковичу, в конечном итоге, его президентского кресла. На смену ему пришёл Пётр Порошенко, который поспешил подписать этот документ.
Представления украинцев о «Европе» с её «нормальностью» и «щедростью» имеют очень мало общего с действительностью, но появились они не на пустом месте. На самом деле наиболее активными пропагандистами очень упрощённой идеи о том, что присоединение к Европе гарантирует процветание, были сами европейцы, в частности те, что работают на гигантскую бюрократическую машину с центром в Брюсселе. Эти люди произносили пространные и монотонные речи о созданном ими «механизме сближения», из которых мало что можно было понять.
Кроме того, популяризации «европейского выбора» способствовали и политики из нескольких наиболее благополучных «новых» стран-членов ЕС — Польши, Словакии и Чехии. Эти люди рассказывали украинцам об экономических и социальных выгодах от евроинтеграции с большей доходчивостью, ясностью и искренностью, приводили себя в пример и были очень убедительны.
Проблема в том, что когда чиновники из Брюсселя и красноречивые политики расписывают достоинства «европейского выбора», они говорят о мире, которого больше не существует.
Европа образца 2014 года совсем не та, какой была в период вступления в неё Польши, Венгрии, Словакии и Чехии. Евросоюз изменился не только в отношении царящих там настроений, но и в отношении более базисных материальных и финансовых вопросов.
Иначе говоря, та щедрая поддержка, которая была оказана первой партии «новых» членов ЕС, сейчас просто невозможна. Если Украине так уж хочется быть частью Европы, то ей придётся сделать то, чего до неё ни один из новых членов ЕС не делал — платить за всё самой.
источник