Засыпая Россию язвительной критикой и санкциями в течение нескольких месяцев из-за Крыма и украинского кризиса, канадский премьер-министр, как казалось, не ожидал серьезного ответа от президента Владимира Путина.
Присоединившись к остальным союзникам с целью наказать Россию санкциями, критикой и даже небольшим наращиванием военных сил в Восточной Европе, команда Харпера всегда казалась явно настроенной на то, чтобы «задеть медведя».
Даже хрупкие отношения, тщательно выстроенные канадской и российской армиями с момента окончания холодной войны, были заморожены. Это коснулось даже самых важнейших аспектов, необходимых для того, чтобы избежать трений в Арктике – регионе, играющем большую роль как для России, так и для Канады.
Ситуация вызвала обеспокоенность в оборонных и внешнеполитических кругах, однако в начале украинского кризиса Харпер, как пишет Globe and Mail, преуменьшал вероятность того, что конфликт между Оттавой и Москвой «может перекинуться на Арктику».
Подобный подход, как кажется, серьезно недооценивал путинское чувство стратегического реагирования.
Как многие и ожидали, канадские F-18 снова отправляются на север для наблюдения за тем, как российские тяжелые бомбардировщики Ту-95 испытывают наши границы.
Мы не знаем точных чисел – многое в этой сфере засекречено, чтобы не привлекать внимание Москвы к данным, которыми мы располагаем – однако в этом месяце было по меньшей мере два подобных случая, а количество российских самолетов-разведчиков, появляющихся вдоль североамериканских границ, явно выросло в этом году.
Во властных структурах говорят, что это – «стратегический ответ Москвы» на нашу постоянную критику, а также на действия Канады по поддержке Украины, только что подписавшей с ЕС исторический торговый договор, против которого выступал Путин.
Полеты российских бомбардировщиков явно нарушили спокойствие в Оттаве. Министр обороны недавно заявил парламенту, что они демонстрируют «необходимость в непрекращающейся бдительности», пока Россия продолжает военную деятельность в Арктике.
Поражает наше удивление. Оттава, как казалось, не ожидала такого ответа, хотя подобные приграничные полеты для российского президента – это легкий и экономичный способ потревожить наши силы обороны в ответ на антипутинскую позицию в Европе.
Это не значит, что я критикую жесткую позицию правительства Харпера по Крыму и Украине, в поддержку которой говорит многое. Однако можно предположить, что мы недооцениваем, какую цену коварный оппонент хочет заставить нас заплатить.
Россия не стала тратить время и продемонстрировала это сразу. Андрей Гребенщиков, второй секретарь российского посольства в Оттаве, говорит, что канадские и российские армии раньше могли разрешать недоразумения по таким спорным темам, как намерения в Арктике и суверенитет, однако, к сожалению, Канада сама разрушила эти важные связи.
«К сожалению, из-за кризиса на Украине канадское правительство заморозило все связи на этом уровне», – заявил он изданию Globe and Mail.
Нам стоит готовиться к продолжению. Выступая перед парламентом, аналитик Джордж Петролекас, полковник в отставке и бывший советник начальника штаба обороны, предупредил, что испорченные отношения с Россией явно повлекут за собой больше приграничных путинских полетов.
«Будет ли он нас испытывать? Да... Это – просто еще одна сфера, где он может испытывать нашу реакцию, нашу готовность», – заявил Петролекас комитету.
Путин, как кажется, даже твердо намерен испытать границы вдоль обширной зоны Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), которая на 321 километр выдается за пределы континентальных границ Канады и США.
Американские истребители были подняты, когда российские дальнемагистральные военные самолеты появились недалеко от Аляски и Калифорнии ранее в этом месяце. Это лишь самый недавний пример участившихся конфронтаций недалеко от тихоокеанского побережья.
Вашингтон больше всего поразила дерзость полетов и их растущее число с момента начала кризиса на Украине. Самая последняя группа на Аляске состояла из четырех истребителей и двух самолетов-заправщиков. Два истребителя позднее пролетели примерно в 130 километрах от севера Калифорнии.
Такие близкие полеты Ту-95, способных переносить ядерные бомбы и крылатые ракеты, строго говоря, не являются незаконным явлением, однако NORAD всегда в подобной ситуации поднимает перехватчики – за исключением случаев, когда иностранные пилоты предоставляют подробный план полетов и поддерживают контакт при помощи радио и радара.
Начало «прохладной войны»?
После завершения холодной войны полеты разведчиков прекратились на много лет. Однако теперь, с Путиным у власти, в условиях, похожих на начало «прохладной войны», их возвращение означает дополнительную головную боль и работу для американских и канадских пилотов.
Ситуация легко может превратиться в очень суровую нагрузку для скромного канадского флота, состоящего из 77 истребителей F-18, которым приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы обеспечить полную защиту, когда прилетают русские разведчики. Это дорогая и изнуряющая работа.
Продолжающаяся кампания преследования со стороны России, если дело дойдет до этого, заставит наши ВВС полностью использовать точки передового базирования, задействовав их в качестве мини-баз для перехвата. Они находятся в Йеллоунайфе, Икалуите, Инувике и Ранкин Инлет. Каждая из них способна принять до шести истребителей и до 200 человек.
Аналитиков, пытающихся предсказать дальнейшее поведение России, беспокоит тот факт, что проблемы могут не ограничиться лишь полетами. Россия в последнее время значительно наращивает гражданские и военные силы на своей территории в Арктике, начиная с атомных ледоколов и военных кораблей и заканчивая ракетами мобильного базирования.
Согласно изданию Jane's Defence Weekly, Россия проводит испытания самоходных зенитно-ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» на севере для их использования против самолетов, вертолетов, крылатых ракет и даже беспилотников. Это – самый последний этап военной экспансии России, стремящейся «отстоять свои экономические права в условиях, когда тающий океан открывает потенциальные торговые пути и нефтяные месторождения».
Учитывая, что Канада и США также усиливают военное присутствие в Арктике, последние трения подчеркивают растущее число потенциальных «горячих точек» в море и в небе.
Канада заслуживает одобрения за свою принципиальную позицию в отношении Путина. Однако неясно, достаточно ли тщательно мы продумали, как ответить на стратегические последствия глубокого замораживания военных и гражданских отношений с Россией.