Историк Марк Солонин в своей статье описывает то, как изменилась Украина после президентских выборов. По его мнению, победа Порошенко на президентских выборах с фоновой войной на Донбассе обеспечили условия для нового олигархического сговора. Он нацелен на то, чтобы все осталось по прежнему.
1. 21 апреля я разместил на сайте текст, в котором сформулировал три возможных варианта развития ситуации в Украине и предложил читателям оценить их вероятность. Коллективный разум (вопреки моим личным прогнозам) выбрал
Вариант № 2 («тихий слив»), который был описан дословно так: «Кремль переходит от установки на прямое свержение «киевской хунты» к поиску компромисса и подбору приемлемых для него коллаборационистов. Сепаратистский мятеж на востоке отменяется, Донбасс номинально остается в составе Украины, но ценой значительно увеличения автономности местных криминально-олигархических «элит». В таких условиях нынешнее руководство удерживает власть вплоть до 25 мая, после чего передает её победившему на выборах ставленнику старого олигархата (тимо-поро-шенко).
Про досрочные выборы ВР тихо забывают. Кремль возвращается на Украину в качестве, по меньшей мере, одного из важнейших участников подковерной борьбы за очередной передел собственности и власти. Структуры радикальной народной самоорганизации (майдан) последовательно (и не всегда мирно) вытесняются на обочину политической жизни, а затем тотально разрушаются (все это подается под соусом «хватить митинговать, пришло время созидательного труда!»).
Люстрация де-факто свертывается, так и не начавшись («надо сохранить квалифицированные кадры, время матросов с пулеметом давно ушло»), хотя разговоры про необходимость расследовать в зале суда преступления старого режима все еще в ходу.
В целом к началу 2015 г. ситуация в Украине становится карикатурной копией 2005 года («померанчевая революция-2″ с постаревшей Юлей без косы)».
2. Сегодня, 28 июня можно констатировать, что коллективный разум оказался прав. Некоторые совпадения прогноза с реальностью просто ошеломляют своей точностью. Фамилия «ставленника старого олигархата» определилась, им стал Поро-(а не тимо-) шенко. «Соус», правда, оказался более острым: вместо «хватить митинговать, пора работать» было навязано «если вы такие патриоты — катитесь воевать на Донбасс».
Пока еще не подтвердился прогноз об отмене досрочных выборов Верховной Рады, но и дата выборов всё еще (а с момента победы вооруженного восстания в Киеве прошло больше 4 месяцев!) не назначена. Что касается сепаратистского мятежа на Донбассе, то решение по нему принято и даже доведено до сведения думающей публики (имею в виду повторное одностороннее прекращение огня, многосторонние «консультации» в Донецке, отмена решения Совета Федерации РФ об использовании войск на территории Украины). Очень четко описал принятое решение украинский публицист Кирилл Сазонов ( http://www.3republic.org.ua/ru/recommend/13674 ) «В результате соглашения, которое уже по факту достигнуто, но еще не обнародовано, Донецкая и Луганская область останутся в составе Украины.
С очень широкими правами автономии, русским языком и прочими атрибутами… Бюджетная федерализация, своя милиция, которую наверняка сформируют на основе нынешнего ополчения, практически всевластие местных вождей… Фактическим хозяином региона станет [кум Путина]Виктор Медведчук, а вот статус местных феодалов будет пересмотрен на основе проявленной лояльности… Формально это Украина, фактически – независимая территория…»
3. «Всё действительное разумно» (Гегель). Принятые решения и совершенные действия отвечают интересам главных участников событий — хотя и не в полной мере (причем для каждого из них). 3.1. Путин, конечно же, хотел гораздо большего; хотелось бы забрать всю Украину или хотя бы оторвать от нее здоровенный шматок из восточных и южных областей, по дуге от Харькова до Одессы, с главными промышленными районами и побережьем Черного и Азовского морей. Увы, реакция Запада оказалась резче прогнозируемой (а ситуация в российской экономике, вероятно, еще хуже, чем представляется на наш дилетантский взгляд). Тем не менее, принятый компромисс позволяет потешить душку российского обывателя («фашистско-бандеровский геноцид русских на Донбассе предотвращен») и, что гораздо важнее, «управляемый гнойник» на Донбассе дает Кремлю серьезные рычаги долгосрочного влияния на политику центральной украинской власти.
3.2. Криминально-олигархические кланы Украины фактически остаются при своих деньгах и должностях; меняется только политическая вывеска (скорее всего, Партию регионов заменит «Украинский выбор» Медведчука с мощной электоральной базой на 7-миллионном Донбассе). Да, им придется поделиться (и хорошо поделиться!) с людьми из окружения президента Порошенко, но после 21 февраля и за такой компромиссный вариант надо благодарить судьбу.
3.3. Самого Порошенко едва ли следует отделять от упомянутой выше группы («старые криминально-олигархические кланы»), но и он лично получает в выбранной схеме солидные «бонусы» в виде благожелательного отношения к нему со стороны европейских лидеров. Ну и деньги плюс власть, само собой.
3.4. Евро-бюрократы просто в восторге (они его и не скрывают). Им ужасно не хотелось прерывать свой сладкий сон из-за проблем в какой-то непонятной стране «четвертого мира» (Украины). А уж враждовать с «другом Владимиром», прекрасным работодателем (вспомним трудовую биографию Шрёдера) и щедрым спонсором и вовсе никому не хотелось. А надо — народное море волнуется, газеты кричат, избиратель в неприятном недоумении. И тут-то появляется замечательный «друг Петр», который дословно объясняет, что «нам не нужны санкции против России ради самих санкций», а его министр обороны рапортует, что «российских танков на территории Украины нет, иначе бы мне доложили». Мир, дружба, гешефт…
4. В принципе, есть еще одно действующее лицо. Миллионы избирателей, проголосовавших 25 мая за Ляшко, Гриценко, Богомолец (совокупно 16% от числа принявших участие в выборах). Сотни тысяч, выходившие зимой 2013-14 г.г. на демонстрации против криминального режима Януковича. Десятки тысяч, сражавшихся на Майдане в феврале. Вооруженные тысячи в составе добровольческих батальонов, находящихся сегодня на Донбассе. Чего они хотят и что они могут? Это станет известно в ближайшие дни (даже не недели).
Марк Солонин