В муках и крови вооружённого противостояния на юго-востоке Украины идёт процесс формирования нового государственного образования. 13 мая, после проведения референдумов о суверенитете Донецкой и Луганской областей, их руководство обратилось к другим украинским регионам с предложением «восстановить государственность на началах народовластия и федерализма в рамках создания Федеративной республики Новороссия». Пока на этот призыв откликнулись в трёх областях – Харьковской, Одесской и Николаевской. Там уже началась подготовка плебисцитов, аналогичных тем, что прошли в Донбассе. На очереди – Запорожская, Херсонская и Днепропетровская области. К Новороссии может присоединиться и Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) – в случае если Москва оставит без ответа просьбы сотен тысяч жителей непризнанного государства о воссоединении с Россией. Зато в том, что наша страна признает Новороссию в качестве полноправного государства, сегодня нет никаких сомнений.
У Новороссии нет ни чётких границ, ни консолидированного руководства, ни даже единого бюджета. Всё это так. Но кое-что важное у нового государственного образования всё же имеется. Во-первых, неплохо экипированная и прекрасно мотивированная армия. Состоит она из сформированного в Донецке Народного ополчения Донбасса, в котором, по словам сопредседателя президиума Донецкой народной республики Мирослава Руденко, числится 27 тыс. штыков, а также из луганской Народной армии юго-востока, в которой, по данным народного губернатора Луганщины Валерия Болотова, якобы состоят на довольствии 30 тыс. добровольцев. Значительная часть из них о войне знают не понаслышке, будучи ветеранами армии и спецслужб. Если учесть, что официальному Киеву пока удалось поставить под ружьё чуть более 10 тыс. солдат и офицеров регулярной армии и ещё столько же нацгвардейцев – добровольцев, набранных в западных областях среди адептов тамошних националистических организаций, то расклад сил впечатляет. А во-вторых, Донбасс даёт около половины (по другим данным, более трети) всех поступлений в украинский бюджет – это значит, что у Новороссии есть неслабая материальная база. Добыча коксующегося угля, производство цинка, ртути, медного и латунного проката, азотных и фосфатных удобрений, соды, продукции химии органического синтеза, тепловозов и железнодорожных вагонов – всё это сегодняшний Донбасс. Вот и представьте себе, насколько жизнеспособным может оказаться новое государственное формирование. В Киеве уже представили – потому-то и отправили войска в Донецк и Луганск.
У ещё не сформированной Новороссии уже появился устраивающий всех лидер
Первым название Новороссия в связи с текущими украинскими событиями припомнил президент Владимир Путин, выступая на «прямой линии» 17 апреля. «Новороссия – Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса – не входила в состав Украины в царские времена. Это всё территории, переданные в 20-е годы советским правительством». А менее чем через месяц лидер движения «Юго-Восток» и кандидат в президенты Украины Олег Царёв объявил о создании Федеративной республики Новороссия в составе восьми областей Украины. «Граница нового государства практически совпадает с Новороссийской губернией, которая существовала в царское время», – пояснил Царёв, отметив, что формирование нового государственного образования завершится «не позже, чем нынешней осенью».
Чрезвычайно важно то, что о создании Новороссии объявил именно Царёв – не просто действующий политик, вчерашний кандидат в президенты Украины и депутат Рады, но ещё и неформальный преемник президента Виктора Януковича, а не, скажем, один из так называемых народных губернаторов. Факт непосредственного участия Царёва в создании Новороссии не только добавляет происходящему процессу законности. Царёв становится связующим звеном между местными элитами, которые с ним хорошо знакомы и склонны ему доверять, и новым руководством Донбасса, которое немалая часть элиты считает «самопровозглашённым» и не заслуживающим доверия. Взять хоть самого богатого человека Украины – Рината Ахметова, чьё личное состояние оценивается примерно в 22 млрд долларов. Обладающий недюжинным политическим чутьём, Ахметов хорошо понимает, что пути Киева и Донбасса навсегда разошлись. Именно это понимание и стало причиной того, что олигарх вот уже несколько месяцев, по некоторой информации, возможно, финансирует сторонников федерализма, не афишируя происходящего перед Киевом. Тем не менее народному правительству Ахметов пока не доверяет и опасается, что оно при желании сможет его «раскулачить». Зато у Ахметова есть Царёв, которого он давно знает и которого он лично одобрил ещё год назад в качестве преемника Виктора Януковича. При этом Царёв фактически координирует работу народных правительств и, таким образом, как мы считаем, имеет возможность влиять на принятие нужных Ахметову решений. Теперь понятно, почему «третьим сменам» на шахтах Ахметова, которые вместо работы выходят патрулировать города и посёлки Донбасса, без проблем «закрывают» их рабочие ведомости, да ещё и с немалыми премиальными, как будто они вкалывали с отбойными молотками, а не блюли покой сограждан с автоматами в руках? Что же до информации о том, что Ахметов якобы финансирует закупку оружия для добровольцев Новороссии, то сложно сказать, так это или нет.
Ахметов, конечно, рискует. Но Царёв, наверное, рискует больше всех. В Киеве то и дело раздаются голоса, призывающие лишить его статуса народного депутата, гарантирующего личную неприкосновенность. За два месяца на лидера «Юго-Востока» совершили десяток покушений. Но не случайно после того, как Царёв объявил о создании Новороссии, он воскликнул: «Рубикон пройден!»
Киеву выгоднее признать Новороссию, чем сдаться её передовым отрядам
На прошлой неделе координационный совет движения «Юго-Восток» принял резолюцию о защите суверенитета и организации государственного управления в Донецкой и Луганской областях. В ней, в частности, предлагается обратиться «к другим областям Украины с предложением о восстановлении государственности в рамках создания Федеративной республики Новороссия». А пока другие субъекты определяются, по неистребимой украинской привычке тщательно взвешивая, на чьей стороне окажется сила, ополченцы Донбасса устами заместителя командующего Сергея Здрилюка предупреждают Киев: диверсионные группы уже готовы, и армия Новороссии начинает наступательную войну. Без малого 60 тыс. бойцов юго-востока против 20 тыс. «киевлян». Правда, у ополченцев нет ни танков, ни авиации, зато у них навалом более компактного современного оружия, запросто уничтожающего и вертолёты, и тяжёлую бронетехнику. Не так давно экономисты агентства Bloomberg представили расчёт, согласно которому Россия должна потерять 115 млрд долларов в том случае, если она начнёт войну с Украиной. Так зачем Москве терять такие баснословные деньги, если вполне можно обойтись и теми силами, которые уже сформировались на юго-востоке Украины? Вот вам и возможный ответ на вопрос, почему Россия удерживается от прямого военного вмешательства.
В Киеве уже паникуют: там понимают, что адекватно ответить на вызов армии Новороссии они не смогут. Вот и думай, что лучше: признать Новороссию и оградить себя от риска вторжения с Донбасса или продолжить карательную операцию с риском, что ополченцы закончат её в украинской столице. «Если три месяца назад юго-востоку можно было «бросить кость» – например, признав русский язык вторым государственным, – а месяц назад с ним можно было договориться, то сегодня проблема куда сложнее, – убеждён известный экономист и политолог Михаил Хазин. – Самоорганизация жителей Донбасса зашла так далеко, что если их армия пойдёт на север – в Харьков, на запад и юг – в Днепропетровск и Запорожье, то Киеву мало не покажется. Причём, поскольку это будут местные жители, поддержка со стороны народа может оказаться очень сильной. История Минина и Пожарского повторится. И что делать хунте?» А делать, собственно, и нечего. Армия воевать не готова, добровольцы из Нацгвардии пострелять не прочь, но делают они это по-дилетантски и, таким образом, обречены на то, что их перебьют профи из Народного ополчения. И что же, обращаться за помощью к НАТО? «НАТО сто раз подумает, прежде чем вмешиваться в гражданскую войну, – считает Михаил Хазин. – Это дело серьёзное и очень опасное, а альянс избегает чрезмерных опасностей». Так что противоборство с армией Новороссии для Киева крайне нежелательно. Дешевле признать новое государство, пусть и враждебное.
О будущих границах Новороссии пока можно лишь гадать
Но даже если киевские самозванцы признают Новороссию, это вовсе не гарантирует того, что от Украины не будут отваливаться всё новые и новые куски, стремясь присоединиться к новому государству. Дело в том, что сейчас в Киеве происходит примерно то же самое, что происходило в Москве 22 года назад, – «шоковая терапия». Курс национальной валюты падает, зарплаты уменьшаются, а риск оказаться без работы, напротив, растёт. Остатки украинской экономики ждёт скорый коллапс – в этом мнении сходятся даже самые оптимистично настроенные экономисты. К зиме Украина может оказаться на грани экономической и гуманитарной катастрофы, а крестьянам центральной части страны грозит новый голодомор. И даже те области, которые сегодня склонны поддерживать Киев, а не Донбасс, могут пересмотреть приоритеты – голод не тётка. Так что едва ли кого-то удивит, если в составе Новороссии окажется и Кировоград, и Чернигов с Сумами.
Что же касается юга, то вопросов с ним пока больше, чем ответов. К чему было создавать Крымский федеральный округ, если пока в него входит один лишь Крым? Очевидно, что российскому руководству известно на сей счёт что-то такое, о чём публично принято помалкивать – скажем, затем, чтобы не слишком расстраивать западных партнёров нашей страны. Дело в том, что с недавних пор российское законодательство допускает присоединение к нашей стране частей иностранных государств без их на то согласия. И в этой связи возможно допустить, что часть Новороссии впоследствии будет включена в состав Российской Федерации. «Крым уже вернулся, – заявил недавно лидер ЛДПР Владимир Жириновский. – Должны вернуться ещё восемь областей. Мы решаем, в какой форме это будет сделано, то ли они вернутся к нам напрямую, как субъекты Федерации, то ли в другой форме. Кто-то может стать субъектом Новороссии и вернуться уже как партнёр по Таможенному союзу. Но пока прослеживается лишь цепочка Крым – Приднестровье. А без Одесской и Херсонской областей цепочки не получится».
Куда держит путь Приднестровье: то ли в Россию, то ли в Новороссию
Действительно, в Приднестровье нынче наблюдается серьёзная активизация пророссийских настроений. На днях без малого 190 тыс. жителей непризнанной республики подписали просьбу о вхождении в состав России – при этом глава Союза русских общин ПМР Виорика Кохтарева, координировавшая сбор подписей, сообщила, что «подписаться успела лишь часть населения, так как акция проходила недостаточно долго». Стоит напомнить, что в сентябре 2006 года в Приднестровье прошёл референдум, на котором 97% жителей высказались за воссоединение с Россией. С собранными подписями вышла курьёзная история: в Москву их взялся доставить вице-премьер Дмитрий Рогозин. Летел он через Кишинёв. И там, в аэропорту, местная полиция изъяла у Рогозина 30 тыс. подписей.
Зачем же Москве понадобились подписи жителей Приднестровья именно сейчас? Поговаривают, что на днях будет решаться вопрос о возможном присоединении непризнанной республики к России. Но если этот вопрос по каким-то причинам не решится положительно или будет отложен, ПМР может оказаться в составе Новороссии. Может быть, временно. Но именно Приднестровью суждено повлиять на то, какой в итоге будет Новороссия. На сей счёт эксперты выдвигают самые разные версии – вот что, к примеру, говорит политолог Павел Зарифуллин, руководитель Центра Льва Гумилёва: «Возвращение Приднестровья в состав России – естественное, рациональное и полезное решение, подкреплённое желанием большинства граждан этой республики. Но если мы будем говорить о присоединении Приднестровья, то автоматически мы должны говорить о вводе войск в Одессу, Херсон и Николаев. Сейчас об этом речь пока не идёт. Говорить о возвращении Приднестровья в состав России – значит ещё раз взорвать западный мир. Но когда пройдёт волна агрессии после присоединения Крыма, возможно, Путин приступит к присоединению юго-востока. После присоединения Крыма к России ничего невозможного нет. Вопрос присоединения Приднестровья – вопрос завтрашнего дня, который может быть очень близок. Но для этого нам надо вернуть юго-восток Украины, чтобы картина сложилась органично». В общем, рано говорить о том, какие области Украины станут частью Крымского федерального округа России, а какие войдут в состав Новороссии. Но ясно следующее: процесс распада Украины уже не остановить, равно как и процесс рождения на её костях нового государства.
Справка
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Олег Царёв, депутат Верховной рады Украины, председатель Антифашистского форума Украины, лидер движения «Юго-Восток», ответил на вопросы «Нашей Версии».
– Олег Анатольевич, как вы считаете, что нужно сейчас делать в первую очередь, после провозглашения создания Новороссии?
– Вы, наверное, хотите от меня услышать, что главное сейчас – начать наступательную операцию на Киев? (Смеётся.) Нет, сегодня есть гораздо более важные вещи. Например, поближе познакомить представителей «старой политической гвардии», бизнесменов Донбасса с народными губернаторами, снять между ними все вопросы, все противоречия. Ещё? Собрать всех мэров городов, договориться с ними о поддержке новой власти. Таким образом, пока главная наша цель – услышать друг друга и договориться.
– А следующая цель – расширить состав Новороссии? До каких пределов, если не секрет?
– Донецкая и Луганская народные республики уже обратились ко всем регионам юго-востока: определитесь, с кем вы. С Киевом или с нами? Я, кстати, не исключаю, что в Новороссии могут оказаться и неожиданные субъекты – к примеру, Сумская и Черниговская области. Люди там начинают прозревать, пелена лжи постепенно с их глаз и ушей спадает.
– А как быстро закончится формирование нового государственного образования?
– Сложно сказать. Может быть, всё закончится уже осенью, может, в декабре-январе. Но к весне 2015 года Новороссия уже сформируется, в этом я уверен.
– А если вместе с юго-востоком и центральными областями Украины «прозреют» и другие области – Хмельницкая, к примеру? Её в Новороссию возьмёте?
– Возьмём, но придётся снова думать над новым названием субъекта. Федерация Новороссии и Малороссии, думаю, подойдёт.
– А не боитесь, что в Киеве вас, как самого заметного нынче лидера Новороссии, попытаются изолировать?
– Специально «под меня» на днях подготовили законопроект, позволяющий генпрокурору без дополнительных согласований с Верховной радой направлять представление на снятие депутатской неприкосновенности. Так что жду, что меня лишат депутатской неприкосновенности со дня на день. Но не боюсь – за мной правда.
– Говорят, что вы возглавите Новороссию…
– Сейчас, когда льётся кровь, говорить о должностях и назначениях считаю преждевременным и некорректным. Придёт время – разберёмся.
Версия