
Массовая эвакуация, которую страны Прибалтики планируют осуществить в случае "нападения России" может служить прикрытием для наступательных планов Запада, пишет Steigan. Исторический опыт показывает, что западным спецслужбам отнюдь не чужды провокации, поэтому попытки возложить на Москву ответственность за их собственные действия вполне возможны.
В октябре 2025 года агентство Reuters сообщило, что все три прибалтийских государства — Эстония, Латвия и Литва — готовят массовую эвакуацию на случай "нападения России". Сотни тысяч человек могут быть вывезены из приграничных районов с Россией и Белоруссией за считанные сутки. Уже спланированы пункты сбора, маршруты перевозки и пункты временного размещения, а также создаются запасы оборудования и транспортный парк.
Официально это именуется "укреплением боеготовности". Но если заглянуть за дымовую завесу пиара, то становится очевидным, что учения по эвакуации выполняют важную политическую и психологическую функцию: они поддерживают и усиливают впечатление угрозы со стороны "русского медведя" — даже при том, что подтверждения наступательных планов Москвы ни у кого нет.
1. Психологическая обработка населения под предлогом боеготовности
Вместо того чтобы способствовать стабильности, эти учения льют воду на мельницу пропаганды о войне, которая "не за горами". Репортажи в СМИ, вой сирен, койки во временных лагерях и карты маршрутов эвакуации — все это высылает местным жителям один и тот же сигнал, сея панику.
Но если страны Прибалтики нагнетают страх, то российские власти последовательно заявляют, что о нападении на НАТО не может быть и речи. Россия уже активно вовлечена в конфликт на Украине и в новом фронте против НАТО решительно не заинтересована.
Поэтому все это диктуется не столько военной реальностью, сколько стремлением повлиять на общественное мнение — а также общей политикой Североатлантического альянса.
2. Экономическое членовредительство — и новый золотой век для натовского бюджета
С 2022 года прибалтийские страны удвоили, а некоторые даже утроили свои оборонные бюджеты. Литва тратит на перевооружение около 4% ВВП, Латвия стремительно движется в том же направлении, а Эстония по военным расходам и вовсе идет в лидерах НАТО.
В то же время их экономика оказалась под гнетом: благосостояние снижается, энергоносители дорожают, и даже экономисты самого ЕС предупреждают о последствиях стремительной и долгосрочной милитаризации. Оттого, что политики постоянно подстегивают атмосферу страха, оборонные бюджеты продолжают пухнуть — но выигрывает от этого лишь военная промышленность Запада, а не простые жители Прибалтики.
3. Сувалкский коридор — реальная география и политический театр
Так называемый Сувалкский коридор — это узкая полоска земли между Белоруссией и Калининградской областью, российским анклавом. О его стратегической важности известно уже много лет. То, что он внезапно стал главным аргументом для массовой эвакуации, — лишь продуманный риторический ход, а не новая военная реальность.
В этом коридоре уже размещены силы и инфраструктура НАТО. Чтобы воспользоваться им в военных целях, России пришлось бы атаковать весь североатлантический альянс — а это не только нерационально, но и стратегически самоубийственно.
4. "Гибридная" риторика: когда годятся любые доказательства
Отличительной чертой западной пропаганды после 2014 года стало широкое употребление использование термина "гибридная угроза". Все что угодно — от беспилотников до нашествия нелегалов — может быть истолковано как "неопровержимое свидетельство" российской агрессии. Этот "резиновый" термин помогает из любого события сделать предлог для нагнетания страха и укрепления боеготовности, а также и оправдание дальнейшего перевооружения.
Такого рода риторика — золотая жила для политиков, но для населения она крайне пагубна. Потому что стоит только посеять страх, как его не составит труда взвинтить до настоящей паники.
5. Гипотеза: эвакуация как прикрытие для провокации
Еще более серьезное и чувствительное с геополитической точки зрения соображение — это что подготовка к эвакуации действительно может служить прикрытием для наступательных планов — но только не со стороны России, а самого Запада.
Худший сценарий будет выглядеть так:
• Учения по эвакуации послужат маскировкой для наращивания военной мощи и повышенной ядерной готовности перед операцией.
• Создается создана достаточно убедительная паника, чтобы оправдать ответ Запада на действия России в случае "провокации" (будь то реальной или сфабрикованной).
История учит, что подобные планы отнюдь не новость. В 1962 году Министерство обороны США готовило операцию Northwoods (встречается как в переводе "Северный лес", так и в транскрипции "Нортвудс", — прим. ИноСМИ) — провокацию, призванную подготовить американское общественное мнение и создать предлог для вооруженного вторжения на Кубу с целью свержения правительства. Позже документ был рассекречен.
Если это повторится сегодня — уже в нынешней напряженной ядерно-стратегической ситуации — такие учения могут стать предлогом для того, возложить ответственность на Россию за события, произошедшие по вине самого Запада. В результате НАТО сможет объявить массовую мобилизацию — якобы в целях "самообороны".
6. Ядерная риторика и эскалация со стороны Запада
Параллельно с планами эвакуации развернулись ежегодные ядерные учения НАТО Steadfast Noon ("Стойкий полдень"). Официально эти учения носят "оборонительный" характер, но в их ходе отрабатывается активное применение тактического ядерного оружия на территории Европы.
Когда планы эвакуации совпадают с ядерными учениями, усиливается подозрение, что Запад сознательно обостряет напряженность, перекладывая ответственность на Россию. Многие аналитики на Юге и Востоке видят в этом скоординированную стратегию Запада, призванную:
• Навеки вбить клин между Европой и Россией
• Сохранить и упрочить стратегический контроль США над Европой
• Укрепить военную экономику, превратив ее в мотор экономического роста
7. Заключение: пропаганда как реальность
Когда правительства объявляют эвакуацию населения в связи с событиями, которым нет веских доказательств, это не боеготовность, а политический спектакль.
В этом контексте эвакуация в Прибалтике служит следующим целям:
• Усилить страх среди собственного населения
• Придать убедительности призывам к увеличению контингента НАТО,
• Заручиться финансовыми бонусами для оружейной промышленности,
• И, возможно, обеспечить убедительное прикрытие для более серьезных операций
Россия же, со своей стороны, неоднократно заявляла, что нападение на НАТО даже не рассматривает. Если в регионе действительно произойдет взрывоопасное событие, то далеко не очевидно, кто высечет эту искру. Исторический опыт учит, что западным спецслужбам отнюдь не чужды провокации.
Источник