Михаил Мишустин может потерять свою должность в ближайшее время. В верхах обсуждают скорую отставку Эльвиры Набиуллиной и ещё ряда руководителей. Кто придёт им на смену, когда и почему?
Анонимка пришла, снимут тебя
Зимняя предвыборная кампания 2024 года интересна не только тем, какие ужимки и прыжки совершают кандидаты в президенты второго и третьего эшелона в борьба за эфемерные доли процента голосов. Куда важнее то, что происходит на ковровых дорожках в здании правительства России и в 1-м корпусе Администрации президента. Начиная с середины января источники Царьграда буквально в один голос говорят: там обсуждают большие, даже принципиальные изменения в кадровом составе руководства страны. Эти изменения могут коснуться отнюдь не только второстепенных чиновников правительства и АП, но, напротив, первых лиц: самого председателя правительства, его замов, а также помощников и советников главы государства.
В последний раз обновление схожего (но всё-таки меньшего) масштаба произошло в 2020 году, указывают наблюдатели. Тогда Дмитрий Медведев оставил пост председателя правительства, чтобы перейти на позицию заместителя главы Совета безопасности страны, а на его место с поста руководителя федеральной налоговой службы перешёл Михаил Мишустин. О каких изменениях может идти речь теперь?
Самый главный слух касается самого главного чиновника. Источники на все лады повторяют: уже знает (но никому не говорит), что оставит свой пост к концу мая 2024 года.
По слухам, на последней встрече Путина с главой правительства президент предложил Мишустину возглавить Центральный банк РФ. Кроме того, Путин сообщил премьеру, что все вице-премьеры утратят свой статус, — сообщают анонимные телеграм-каналы. Эту фразу на все лады повторяют в коридорах власти, находя слухам всё новые и новые подтверждения.
Мишустин, понятно, не тот руководитель, который может просто "уйти в никуда". Предполагается, что он получит должность почти равную по ответственности и влиянию. Таких вариантов не так уж много. Один из них — пост руководителя Центрального банка.
Достиг успеха? Сам виноват, на повышение пойдёшь
А кто же станет премьером? Чаще всего называют имя полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьера правительства страны Юрия Трутнева.
Почему именно его? Скорее всего, играет свою роль то, как много сегодня ДФО и его руководителя в информационном пространстве. Слухи о повышении Трутнева особенно усилились после дня Дальнего Востока на выставке "Россия" 24 января. Там подводили итоги развития макрорегиона за 10 лет: в 3 раза возросла добыча угля, в 2 раза — добыча золота, в 2 раза — грузооборот морских портов, в 1,5 раза — ввод жилья, более чем в 2 раза — продукция сельского хозяйства и т д.
ДФО, таким образом, стал примером интенсивного развития для всей страны — очевидно, что опыт его руководства надо, как теперь принято говорить, "масштабировать".
А замом тебе дадут... Да вот хоть Максима
Что в случае смены премьера произойдёт на уровень ниже?
Некоторые политологи рискуют прогнозировать изменения от собственного имени (понятно, что они рассчитывают, что их источники отвечают за свои слова). Так, Илья Гращенков, известный сейчас в основном как политтехнолог штаба кандидата в президенты от "Новых людей" Владислава Даванкова, пишет:
Ротация правительства... может затронуть от 30% до 70% нынешнего правительства, которое было сбалансировано из представителей элитных групп, остатков медведевского правительства и личных президентских назначенцев. Очевидны успехи экономического блока, в целом устойчивые позиции у Мишустина, определённое усиление некоторых элитных групп... Очевидна попытка представить усиление Максима Орешкина как будущего идеолога экономического блока. Вероятно сохранение и усиление Андрея Белоусова, возможен переход Дмитрия Патрушева в энергетический сектор.
Это мнение отнюдь не является общепринятым. Правда, карьерный рост Максима Орешкина предрекают многие эксперты (не все рискуют выступать неанонимно).
Предполагается, что то ли в апреле текущего года, то ли сразу после инаугурации (то есть в конце мая) президент может назначить его заместителем председателя правительства, курирующим экономический блок. В этом случае Андрей Белоусов перейдёт из правительства на другую работу — злые языки в телеграм-каналах даже "назначают" его ректором МГУ.
Слухи о назначении Орешкина, во всяком случае, небеспочвенны. Они базируются на том, что, насколько можно судить, именно Максим Орешкин сейчас отвечает за подготовку "поствыборных" экономических указов президента, то есть за "новые майские указы", которые должны определить стратегию экономического развития на шесть лет вперед. Эти указы, как ожидается, закрепят уже наметившуюся политику правительства: в макроэкономике "стихия рынка" окончательно уступит место "осмысленной плановой комплексной стратегии развития страны в интересах всего общества".
На практике в первую очередь речь должна идти о "репатриации валютной выручки", а также о расширении полномочий финансовых контролирующих органов. Некоторые эксперты полагают также, что новое правительство начнёт свою работу с установления монополии внешней торговли на некоторые товары, которые становятся важнейшими в условиях санкций.
Аргументация "в пользу Орешкина", однако, не объясняет, почему должен уйти Андрей Белоусов — все сказанное выше вполне соответствует его взглядам. Именно поэтому отдельные источники полагают, что Орешкин продвинется по службе в рамках Администрации президента (возможно, даже вплоть до поста руководителя АП), а Белоусов сохранит свои позиции в правительстве.
В той же логике находятся слухи о с России Эльвиры Набиуллиной. Считается, что, так как её взгляды находятся в противоречии с новой экономической политикой (она, например, выступает против обязательной продажи валютной выручки), то её отправят на другую работу. Но тоже важную: эксперты полагают, что она, вероятно, возглавит Счётную палату России. Логика в этом есть: контрольные функции больше подходят для критики нового экономического курса.
Что с того: главное, не спугни!
Однако вне зависимости от того, что думают эксперты о ротации кадров в высшем эшелоне государственной власти, нужно понимать один важнейший нюанс. Никто из политиков и управленцев не радуется тому, что социальные сети, телеграм-каналы и особенно население начинает обсуждать карьерные перспективы властных коридоров. Собственно, вынос кадровых вопросов на публику — это в России лучший способ заморозить кадровые решения на неопределённый срок.
С этой точки зрения, то, что сейчас анонимные и не очень источники и эксперты принялись хвалить, к примеру, полпреда Трутнева, означает, что кто-то влиятельный очень сильно не хочет его назначения председателем правительства и стремится сделать, как говорят политтехнологи, "прививку", заранее разболтав о такой возможности. То же самое относится и к переезду Эльвиры Набиуллиной из Центробанка в Счётную палату — пока об этом громко и много говорят, вероятность уменьшается, а вот когда замолчат, ситуация станет иной.
Происходящее сегодня — не один, а сразу два разнонаправленных процесса. Пока президент с ближайшими сотрудниками формирует новый основной состав своей команды и скамейку запасных, кто-то последовательно ему мешает.
Источник