Бывший военный летчик ВВС США «сразился» с китайским истребителем J-20, пилотируемый интеллектуальной системой управления.
16 ноября две американские компании Red 6 и EpiSci, совершили первый воздушный бой между реальным самолетом и виртуальным истребителем, управляемый искусственным интеллектом. Об этом в своем интервью для американских средств массовой информации сообщил владелец Red 6 Дэниель Робинсон.
Он заявил, что совместный эксперимент стал первым шагом на пути к внедрению данной технологии для американских военных пилотов истребительной авиации. Она позволит им сражаться с виртуальным противником в рамках обучения дополненной реальности (AR).
Программа AR разрабатывалась Робинсоном на протяжении трех лет. Бывший пилот военно-воздушных сил США, уйдя в отставку, решил создать программу, которая сделала бы возможной использование виртуального противника вместо реальных учебных самолетов. «Не секрет, что на подобные полеты тратятся десятки тысяч долларов в час. Однако это не гарантирует стопроцентной подготовки пилотов к противостоянию противнику. Сказываются различие в технических возможностях тех или иных самолетов, которые применяются для учебы», - говорит Робинсон.
Он также поясняет, что изобретенная им виртуальная проекция может отображаться перед глазами в любом месте, и даже в самолете, выполняющий на данный момент полет в воздухе. Заложить в программное обеспечение характеристики истребителя противника не составит труда. Исходя из этих данных, искусственный интеллект сможет применять возможности самолета в виртуальном бою.
Дэниель Робинсон
Что бы продемонстрировать данное утверждение Дэниель Робинсон поднял в воздух учебный планер Berkut 560, и уже в воздухе подключил гарнитуру AR. На дисплее, прикрепленного к шлему пилота, появился китайский истребитель пятого поколения J-20. Как утверждают эксперты, следившие за экспериментом, виртуальный «китаец» в точности имитировал полет истребителя и возможные действия с его стороны. К тому же окружающая обстановка «наполнилась» театром боевых действий, где с любой стороны мог прилететь снаряд или ракета, «уничтожив» американского пилота.
«В этом воздушном бою с искусственным интеллектом впервые были продемонстрированы возможности работы на реальном летательном аппарате, оборудованный специальной системой. Это дает возможность установки такой же системы в настоящих истребителях ВВС США», - рассказывает вице-президент EpiSci Крис Джентиле.
Разработчики программы не скрывают, что пошли по пути агентства DARPA, которое уже много лет ведет проект под названием Alpha Dogfight. В этом проекте искусственный интеллект подпитывается за счет ежегодных соревнований живых пилотов против ИИ на учебных тренажерах. Офицеры-авиаторы пытаются в пяти схватках уничтожить самолет под управлением робота-интеллектуала. Но как отмечают инженеры DARPA, за два года существования соревнований еще ни разу не удалось живым людям победить ИИ. Несмотря на это пилоты, по утверждению тех же инженеров, получают огромный опыт противостояния противнику «нового поколения».
Беркут 560
Однако и искусственный интеллект «участвует» в соревнованиях не просто так. Все попытки людей «сбить» робота, заносятся в банк данных, который затем используется для расчета возможных действий «живой силы». Такое накопление знаний идет для возможного использования ИИ в самолетах ВВС США вместо людей.
Как заявляет Дэниель Робинсон, он тоже пытался поучаствовать в состязании Alpha Dogfight, но на них отбираются только действующие пилоты. А так как он уже был в запасе, попасть на «собачьи бои» не получилось. Пришлось создавать собственную систему виртуальных боев.
И надо сказать, что AR в некоторой степени превзошел программу DARPA. Разработчики последней собирались «поднять» ее в воздух только в 2023 году. В то время как Робинсон изначально был нацелен на ее применение в самолетах. Уже позже, после изобретения AR появилась бортовая тактическая система искусственного интеллекта (ATARS), которая и делает возможным использование виртуальной реальности в отработке воздушных боев.
Отличие ATARS от программы DARPA, помимо места использования, в том, что последняя использует знания, которые накапливаются за счет реальных противостояний с живыми людьми, в то время как в первую программу данные надо вводить вручную.
Гарнитура AR
Как объясняет владелец Red 6, при программировании ATARS можно внести любые данные, в том числе и состоявшиеся бои на подобных истребителях. Вкупе с техническими характеристиками ИИ ATARS может стать намного мощнее, чем ИИ DARPA.
Конечно, сложно судить о том, какая программа сильнее или мощнее. Но видимо об этом уже подумывают в Пентагоне, потому как предложили разработчикам столкнуть два интеллекта между собой. Пока ответной реакции от сторон не последовало, но было бы интересно понаблюдать за тем, как будет происходить подобный воздушный бой.
Впрочем, вернемся к состоявшемуся первому «воздушному бою» виртуального самолета против реального. Как утверждают эксперты, судя по тому, что о результатах ни кто не говорит, человек опять уступил в битве за доминирование в воздушном пространстве.
«Это как игра в шахматы человека против компьютера. Первые победы, случившиеся в 90-х годах прошлого века, широко освещались в прессе. Однако с начала 2000-х годов люди перестали выигрывать у искусственного интеллекта. А случись обратное, весь мир бы узнал о гениальности человеческого разума. Так же дела обстоят и в военном соперничестве, где бы они ни происходили – на земле, в небесах или на море. Повсюду ИИ «делает» людей. Мы не можем с ним справиться. А если кто-либо сделает это, такого человека немедленно надо сделать мировым правителем и дать ему абсолютные полномочия», - утверждают сотрудники DARPA.
источник