Нашумевшие переговоры Путина и премьер-министра Японии Абэ в 2018—2019 годах о передаче двух островов, лежащих вне Курильской гряды, в своё время наделали много шума, и о них уже начали забывать. С приходом к власти нового правительства Японии этот вопрос вновь всплыл и в куда более резких тонах, чем при предыдущем премьер-министре. В связи с этим стоит напомнить немного географии и истории.
Курильские острова представляют собой цепь остовов от полуострова Камчатка до японского острова Хоккайдо, отделяющие дугой Охотское море от Тихого океана. При этом два острова Шикотан и Хабомаи не входят в Курильскую гряду и находятся вне гряды в Тихом океане.
Острова были населены народом айну. Первыми на Курила пришли русские в 1711 году и до 1778 года вместе с айну осваивали этот регион. При вторжения Японии российские власти в связи с удаленностью этой территории не смогли ее защитить и все свидетельства принадлежности островов России японцами были уничтожены, а айну покорены. После поражения России в Крымской войне под давлением Великобритании по Симодскому трактату 1855 года четыре южных острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи были узаконены за Японией, а северные острова за Россией, Сахалин остался в совместном владении двух стран. В 1875 году Сахалин перешел во владение России, а все Курильские острова отошли Японии. После поражения в русско-японской войне в 1905году Япония захватила Южный Сахалин, но в 1945 году Сахалин и все Курильские острова вновь отошли к Советскому Союзу.
В 1956 году советско-японской декларацией предполагалось подписание мирного договора с Японией и передачу островов Шикотан и Хабомаи Японии, но под давлением США Япония отказалась от подписания договора и вопрос по островам остался открытым. В 1993 году при Козыреве была подписана декларация между Россией и Японией о готовности разрешить вопрос о принадлежности островов.
В ноябре 2018 года главы государств договорились начать переговоры на основе декларации 1956 года. Российские «патриоты» и экспертное сообщество стали обвинять Путина в «сливе» российских интересов и торговле российской территорией. В СМИ поднялась волна обвинений в предательстве, но мало кто задумывался, с какой целью президент согласился на эти переговоры. Он ведь отлично понимал, насколько важны для России эти острова в военно-стратегической и экономической сфере.
Курильская гряда – это ключ к российскому Дальнему Востоку, она делает богатое морскими ресурсами Охотское море внутренним морем с запретом входа в него иностранных военных и промысловых кораблей, обеспечивает проходы подводных лодок в океан и размещение военных стратегических баз на островах, а также двухсотмильную экономическую зону со стороны океана и много еще важного для страны. Путин отлично это понимал и тем не менее пошел на переговоры. С какой целью?
Смысл этих переговоров впоследствии хорошо раскрыл в своих публикациях российский аналитик и эксперт по переговорам Александр Халдей, показавший, что со стороны Путина это была «большая игра», смысл которой японцы понимали, и тем не менее продолжали в ней участвовать, надеясь продвинуть решение проблемы «северных территорий».
Япония до сих пор оккупированная страна, которую США крепко держит на крючке и суверенитет ее ограничен. Для России важно оторвать японцев от американцев и посеять между ними рознь. Сам факт переговоров и метания японцев раздражали американцев и уменьшали русофобские настроения у населения и элиты Японии. Целью российской стороны была попытка подтолкнуть японцев избавиться от американской оккупации и приобрести большую самостоятельность. Японцы добивались слабости России и готовности отдавать «северные территории» и Россия имитировала такую слабость.
Японию дразнили как собачку, поднося кусок мяса к носу, а когда она прыгает, мясо поднимали выше. Так и волна в российских СМИ о «сливе интересов» запускалась не для внутреннего потребления, а для японцев, чтобы они больше верили в готовность России отдать острова.
Путин красиво играл на чувстве поруганного достоинства японцев, оказавшихся под американской оккупацией. Для них, бывших когда-то самураями, а ныне потерявших свой суверенитет, он показывал, что они не партнеры России, пока не вернут свою честь. Для японцев это принципиально важно, в былые времена они за потерю лица харакири делали, а тут такое унижение.
В процессе переговоров президент прямо заявил, что пока Окинава является военной базой США, ни о какой передаче островов не может быть и речи. Этот намек подчеркивал, что Япония не сторона переговоров, а слуга далекого господина, которому эти переговоры вообще ни к чему. Расчет был простой, чем больше в японской элите будут тяготиться своим колониальным статусом, тем сильнее антиамериканские настроения и возможность конфликта между ними.
Переговоры ожидаемо закончились ничем, острова никто не передал и американская база осталась на Окинаве, да и времена изменились. На горизонте маячит «Ялта-2» с новым переделом мира и другим раскладом геостратегических сил, в котором Япония может уже играть совершенно другую роль и далеко не в союзе с США. Путин в феврале 2020 года предложил изменить Конституцию, в которой появилась статья о запрете отчуждения российских территорий и Россия может теперь только прирастать своими территориями. Намечается совершенно другая мировая игра и роли в ней будут серьезно меняться.
В Японии сменилась власть и новый премьер-министр Суга, несмотря ни на что, в старом духе продолжил настаивать на возвращении Курил. В конце сентября он позвонил Путину и по информации японской стороны говорил в том числе о проблеме «северных территорий»и необходимости решать ее не откладывая. Однако в сообщении администрации Путина о телефонном разговоре двух лидеров ни слова не было сказано об этой проблеме, то есть Россия проигнорировала японские претензии.
Влиятельная японская газета «Санкэй» в начале октября опубликовала статью «Япония должна вернуться к жесткому требованию возврата всех четырех «северных островов», в которой критикует политику предыдущего премьера Абэ, называя ее слишком мягкой, и требует более жесткой политики по отношению к «зарвавшейся» России.
В статье призыв к новому правительству «твердо обозначить свое непоколебимое требование о возврате Японии всех четырех «северных островов», так как только это сможет серьезно изменить настроения в Японии по отношению к России и открыть путь для широкого экономического сотрудничества. Это тем более важно для России в связи с углублением тяжелых проблем на ее Дальнем Востоке.
По мнению газеты, социальная основа поддержки Путина в России не так уж тверда и уже сейчас необходимо работать с политикой «дальнего прицела», имея в виду наступление «эпохи после Путина». В этом контексте Япония должна настойчиво взывать к российскому народу, в особенности российской оппозиции, и мировой общественности, доказывая незаконность и несправедливость захвата Россией «северных территорий».
Интересная логика у японцев, они совершенно не представляют менталитета русского человека. Для себя они считают неприемлемым отчуждение Курильских островов, а русские как будто бы за «экономические подачки» будут готовы отдать им часть своей территории. Тем более наивны рассуждения, что у Путина нет социальной поддержки и надо искать союзников в среде российской оппозиции. Это у кого же, у «недоотравленного немецкого щенка» Навального или бывшего профессора Соловья? Хотя бы поинтересовались, что у них рейтинг ниже статистической погрешности и кто будет слушать эту «оппозицию» с безумной идеей отдать Японии Курильские острова.
У российского президента есть народная оппозиция, но она еще более патриотична, чем сам Путин, и горой будет стоять за эти территории. Японцы видно еще не забыли о «козыревском МИДе», в статье они напоминают о декларации 1993 года, но времена продажных российских элит давно уже прошли и русское общество по своей патриотичности даст еще фору японскому.
Японии почаще надо вспоминать, что они проиграли нам прошлую войну и мы вернули свое. Мы победители и негоже нам что-то выпрашивать у побежденного. Времена приходят другие и американский сюзерен, которому верно служат японцы, теряет свое влияние и в свете надвигающейся «Ялты-2» японцам не исключено придется искать нового сюзерена уже на российских просторах и выстраивать свою службу на новых условиях и искать взаимопонимание с Россией, а не ставить ей условия и, тем более, что-то от нее требовать. К примеру, Калининград вообще нашим никогда не был, а тем не менее мы находим взаимопонимание с немцами и не вспоминаем старые обиды, из уроков истории выводы надо делать всем.
источник