Референдум состоялся. Явка в Донецкой и Луганской областях, конечно, была не такая высокая как в Крыму, но в условиях войны, которую Киев стыдливо называет АТО (почти НАТО) - вполне представительная.
Результат же от крымского отличался мало - несмотря на то, что проведенные несколько месяцев назад социологические опросы показывали, что число желающих независимости и сторонников дальнейшего пребывания в составе Украины приблизительно одинаково. На основании этого киевская хунта пытается объявить результаты референдума недействительными. Но если кого они и должны винить в том, что результат оказался таким, какой он есть - это только самих себя.
Дострелялись
Сделав революцию строго по лекалам "арабской весны", хунта и дальше не смогла придумать ничего нового, прикладывая к ситуации в Украине те или иные прецеденты из ближайшего прошлого. Кому-то показалось "технологически верным" назвать донецких повстанцев "террористами" и обозвать армейскую операцию против них "антитеррористической операцией" - по аналогии с Россией в Чечне. Не учли киевские мыслители одну крайне важную вещь. Война в Чечне закончилась для России позорным Хасавюртом. Потому что народ победить нельзя. И только после того, как жители Чечни несколько лет посмотрели на то, как им живется в условиях ваххабитского государства, после того, как многие в республике поняли, что с агрессивным исламом им не по пути, стало возможно возвращение Чечни в состав Российской Федерации.
И не следует забывать, что террор на самом деле был неотъемлемой частью военной стратегии чеченских боевиков.
Среди донецких и луганских повстанцев много разных людей - идейных и не очень, робингудов и чегевар, разиных и пугачевых. Но откровенных бандитов и убийц, вроде Александра Музычко или Шамиля Басаева, среди них нет и не было. И народ это видит.
Карательная операция в Славянске и Краматорске, Одесская трагедия, не говоря уж о последних кровавых событиях в Мариуполе - всё это каждый день добавляло проценты независимости Донецкой Народной Республики.
Если бы хунта не вводила войска и вынуждала донецких ополченцев не защищаться, а атаковать - число сторонников независимости было бы гораздо меньше. Это первое.
Допропагандировались
Сея в подконтрольных СМИ ложь о "террористах", хунта добивается обратного эффекта - жители Донбасса поняли, что если защищающих их ополченцев называют террористами - то кто же тогда все они? Пособники террористов?
Без официального киевского телевидения, без газет, без "Украинской правды" и УНИАНа, сеявших и продолжающих сеять явную ложь о происходящем в Донецкой и Луганской областях, сторонников независимости было бы куда как меньше. Когда человек одновременно видит, как бомбят его город и наблюдает в телевизоре сытую харю "национального гвардейца", рассуждающего о том, что они "не воюют с мирным населением", в голове его сперва возникает когнитивный диссонанс, а потом делается выбор в сторону реальных ощущений, а не навязанных телевизором.
Хунта столько много и разнообразно говорила о "лживом российском телевидении", что некоторые ей даже поверили. Про лживость украинского телевидения даже не надо говорить - она очевидна любому жителю Донецка или Луганска, отстоявшему длинную очередь на избирательный участок, а потом услышавшему из "зомбоящика" о том, что, оказывается, "сепаратисты имитировали очереди".
Если бы хунта не заставляла журналистов врать о происходящем в Донбассе и на Луганщине, число сторонников независимости было бы гораздо меньше. Это второе.
Досмеялись
Пока забывшие присягу военные и боевики"Правого сектора", которых хунта почтительно зовет "Национальная гвардия" убивали мирных жителей в Краматорске и Мариуполе, пока подконтрольные олигархам СМИ визгливо врали о "победах над террористами", не отставали и "простые" пользователи интернета, называемые "диванными войсками". Сложно сказать, сколько среди них идейных "свидомых", а сколько - поддавшихся западенской пропаганде.
Открыв любую социальную сеть - "продвинутый" Фейсбук, "молодежный" Вконтакте", "пенсионерские" "Одноклассники", "устаревший" "Живой журнал" можно узнать о том, что людей на востоке Украины не живет. Там живут "ватники", "колорады", "рабы", "быдло", "скот" и так далее и тому подобное.
Интернет-активисты все последние месяцы активно доказывали, что относятся к тем, кто не готов слепо верить в Майдан и задрав штаны бежать в Европу даже не как к людям второго сорта, а как к нелюдям. Всевозможные "ватные новости", карикатуры "запекаем колорадов", и прочее творчество сетевых юмористов сделало своё дело. Жители Донецкой и Луганской областей им поверили. В "новой свободной Украине" они могут быть исключительно в роли недочеловеков. И, разумеется, готовых на это оказалось крайне мало.
Если бы не сотни тысяч унизительных комментариев в интернете, число сторонников независимости было бы гораздо меньше. Это третье.
Работа только начинается
Достойное проведение референдума оценили не только в России, но и на Западе. Журналисты Sunday Times отметили, что народ в Донецке и Луганске един, и "национал-гвардия" воюет именно против народа, а не против воображаемых "террористов". Киевская хунта сделала всё что могла для того, чтобы донетчане и луганцы проголосовали за независимость. Теперь главное новым, легитимным властям не наделать ошибок, не увлечься дележом портфелей, не надеяться слишком сильно на чью-то помощь и поддержку.
Свободный Донецк и свободный Луганск - это уже реальность. И в этой реальности дальше предстоит существовать всем нам.
Степан Свиридов
My Webpage