С начала 2025 года Соединённые Штаты напали на шесть стран: Сомали, Иран, Йемен, Сирию, Нигерию и Венесуэлу. Не считая роли американской военщины на Украине и в Палестине.
В Сомали, Сирии и Нигерии американцы тренировались на кошечках (исламистах). Операция в Иране под кодовым именем «Отбомбились — и ладно» была скорее пиаром. Удары по хуситам в теории можно считать успешными, так как в результате трамповской сделки по Газе судоходство для западных стран через Красное и Аравийское моря постепенно восстанавливается. Хуситы больше не топят сухогрузы, балкеры и танкеры. Но это не точно, потому что официально кампания по блокаде Израиля не прекращена, а только приостановлена.
Но с Венесуэлой пришёл ошеломительный успех.
3 января 2026 года в два часа ночи по местному времени сосредоточенная в Карибском море, в основном у Пуэрто-Рико, американская корабельная группировка, включающая атомную подводную лодку и авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Джеральд Р. Форд», атаковала Венесуэлу. В первый час разбомблены столичный аэродром Ла-Карлота, аэропорт в Эль-Атильо, горные казармы в Катия-ла-Мар; федеральный законодательный дворец в Каракасе; военный комплекс Форт Тиуна; военная база в Баркисимето; вертолетная база Игероте и районы крупных городов. Произошли диверсии и теракты в Каракасе. В результате молниеносной десантной операции был пленён президент Мадуро и его супруга. Вооружённые силы Венесуэлы — одни из самых мощных в Южной Америке — не оказали никакого сопротивления.
Учитывая ситуацию и то, что Мадуро несколько раз доказывал, что с политической точки зрения он не простак, почти наверняка без предательства не обошлось. Официально за голову Мадуро в США обещали 50 млн долларов, и известна как минимум одна попытка подкупить пилота, чтобы он угнал самолёт с президентом Венесуэлы. А ненадёжность — частый спутник чавистской системы власти.
Характер и течение операции по пленению Мадуро намекают, что ставка была на государственный переворот, но полноценно она не сработала.
В любом случае весь мир в шоке и трепете.
Мадуро пленили по схеме Панамы, где в 1989 году примерно такая же по мощи американская группировка осуществила вторжение и свергла президента Норьегу. Он был доставлен в США и осужден на 40 лет за наркоторговлю. Для «обеспечения нейтралитета Панамского канала», по словам Буша-старшего. Правда, Норьега был агентом ЦРУ, а Панама — это никому не интересное государство. Всё быстро забылось, тем более в те годы происходили события поважнее. В 2004 году США снова похитили президента, на этот раз на Гаити. Но опять же, Гаити — негритянская демократия, в которой половина населения голодает. Кому это интересно?
Теперь Рубио готовится управлять Венесуэлой и всем регионом как генерал-губернатор, а руководители Мексики, Колумбии, Кубы и Никарагуа готовятся встречать бойцов «Дельты».
Угрожают ли хоть чем-то Соединённым Штатам Венесуэла, чависты и Мадуро? Нет, но американцам, во-первых, нужна венесуэльская нефть, во-вторых, нужно лишить её Китай.
В глобальном противостоянии США и КНР энергоресурсы играют ключевую роль. Китай не имеет необходимых запасов углеводородов, сам себя обеспечивает только на 30–40 процентов от потребности. Отрезать Китай от нефти и газа — значит затормозить его индустриальное развитие, значит стратегически победить: так размышляют американские стратеги.
В-третьих, США давно навострились от угроз В. Путина...
С какого момента Соединённые Штаты прекратили рост эскалации в конфликте с Россией на территории Украины? По моему мнению, это произошло после и вследствие заявлений президента РФ летом 2024 года о том, что Россия оставляет за собой право вооружить силы и страны, противостоящие Америке. Об этом заявлении мало кто помнит, но его в Вашингтоне восприняли более чем серьёзно.
Размещение у южных границ США известных типов вооружений или поставки Венесуэле, Кубе или Никарагуа ракетных, радиолокационных, зенитных, беспилотных систем и комплексов может нарушить поддерживаемый США за счёт технологического преимущества баланс сил в их пользу не только в регионе, но в целом в мире. Даже сейчас, если бы у Мадуро были не только ракеты Х-31 и «ОтоМат», которыми сложно распугать американский флот у своих берегов...
Венесуэлу больше нельзя превращать в центр управления операциями для Ирана, России, Китая, кубинских разведчиков или «Хезболлы», подтвердил Рубио.
Смысл атаки США на Венесуэлу состоит не в смещении Мадуро как таковом, а в отстранении от власти чавистов и ликвидации чавизма как формы национально-освободительного процесса. США нужно послушное правительство в Венесуэле со всеми вытекающими последствиями. Это прямо следует из текста новой Стратегии национальной безопасности США, в которой говорится о второй итерации доктрины Монро. Если бы правительства латиноамериканских государств проявили должную расторопность и дальновидность, то на следующий день после опубликования Трампом стратегии начали бы сколачивать военно-политический союз, а лучше — конфедерацию. Поодиночке этим странам сложно будет выстоять.
Трамп заявил, что Соединенные Штаты будут определять «политическое будущее Венесуэлы, будут активно участвовать в добыче нефти в Венесуэле и не позволят никому занять пост президента страны без согласия».
Доктрина Монро — это классический пример империализма. Поведение США — классический пример империализма.
«Британика» определяет империализм как «государственную политику, практику или пропаганду расширения власти и господства, особенно путём прямого захвата территорий либо получения политического и экономического контроля над другими регионами.
Поскольку империализм всегда предполагает использование силы — военной, экономической или какой-либо более изощрённой, — его зачастую считают морально предосудительным. Термин часто используют в международной пропаганде, чтобы осудить и дискредитировать внешнюю политику оппонента».
В общем, империализм считают морально предосудительным, но не всё так однозначно, считают англичане.
Большая российская энциклопедия уточняет: «Издание в 1902 г. английским экономистом Дж. А. Гобсоном книги “Империализм” положило начало трактовке империализма как новой стадии развития капиталистического общества, подробно разработанной в дальнейшем марксистскими теоретиками Р. Люксембург, Р. Гильфердингом, В. И. Лениным и др. и широко использовавшейся в 20 в. левыми в качестве важнейшего методологического инструмента анализа развития капитализма и обоснования теории и практики классовой борьбы и социалистической революции... Марксистская концепция империализма, завоевавшая популярность также в либеральных кругах, отражает важные объективные векторы, тенденции и процессы развития капиталистического общества, хотя и не охватывает все изменения в современном мире».
Однако именно в рамках марксистской концепции предлагается самое, на мой взгляд, удачное определение империализма, данное человеком, который хорошо разбирался, как больно бить империалистов, — Сталиным:
«Империализм есть всесилие монополистических трестов и синдикатов (как бы сейчас сказали: транснациональных корпораций), банков и финансовой олигархии в промышленных странах... Империализм есть вывоз капитала к источникам сырья, бешеная борьба за монопольное обладание этими источниками... Империализм есть самая наглая эксплуатация и самое бесчеловечное угнетение сотен миллионов населения обширнейших колоний и зависимых стран. Выжимание сверхприбыли...».
Думается, что Трамп, его команда и миллионы сторонников с удовольствием записались бы в империалисты. А Лавров предупреждал всех, что «Америка прежде всего» — это не про изоляционизм.
Ярко выступил главный советник Эрдогана М. Учум, заявивший, что целью действий США является контроль над ресурсами, прежде всего энергетическими. Он отметил, что национальные государства находятся под «онтологической угрозой» и призвал усиливать антиимпериалистическую борьбу и сотрудничество между государствами. Правда, вряд ли его шеф будет менять политику Турции.
Несмотря на позорное пленение Мадуро, Венесуэла пока не пала, чавизм не разгромлен.
Из анализа чавизма как явления следует вывод, что он уже не просто политическое течение, а форма государственной власти в Венесуэле. Поэтому подавление чавизма, скорее всего, приведёт к развалу государственной власти и гражданской войне в Венесуэле.
Злые американские империалисты, конечно, главные виновники, но Мадуро и его партия многого не сделали, чтобы укрепить государство и власть.
Главный недостаток чавизма заключается в его экономической программе, которую можно считать уравнительным социализмом. Венесуэла годами тратила нефтяные деньги и почти не занималась индустрией, ВПК, инфраструктурой. В социально-политическом смысле страна по-прежнему расколота по имущественному и расовому признаку: бедняки и работяги морено за чавистов, а белые богачи — против. Поэтому у американского вторжения, как это ни странно, есть определённая социальная база. Причём влиятельная и состоятельная.
Кроме того, в конце 2023 года Мадуро провёл референдум и присоединил к Венесуэле регион Гайана-Эссекибо, в котором «Эксон» добывает нефть. Потом стянул на границу с Гайаной, которая фактически контролирует регион, войска и... Ничего не сделал. То есть решительность слов чавистов значительно опередила решительность дел. В Вашингтоне такое поведение расценили, во-первых, как слабость, во-вторых, как повод разобраться с Венесуэлой раз и навсегда.
Несмотря на ошибки и недостатки чавизма, ядро поддержки власти достаточно сильное. Если новому руководству Венесуэлы хватит смелости и расчётливости спровоцировать США на полномасштабную военную операцию, то тянуть этот фронт в подбрюшье Штатам будет тяжело. Тем более, если чависты ввяжутся в драку, в мире есть кому им помочь.
Но пока Венесуэле дали смачную пощёчину и приказали слушаться хозяина.
Анатолий Широкобородов

