Корейская война — неоконченная пьеса


Корейская война в СССР была... не то чтобы засекречена. Скорее тема не сильно подсвечивалась. Кто хотел целенаправленно найти информацию, кое-что смог бы и найти, но, допустим, все участники данного мероприятия дали подписки о неразглашении, которые с них никто за давностью лет не снимал. Северокорейские фильмы, где война на полуострове показывалась, изредка демонстрировали, но своих не снимали. Да и в серии «Военные мемуары» нельзя было найти воспоминаний советских генералов, лейтенантами слышавших над головой рёв атакующих «Сейбров» или «Шутинг Стар'ов».

Между тем для Кореи данное противостояние было (да и остаётся) их аналогом нашей Великой Отечественной войны. Хоть и была та война для корейцев гражданской. Впрочем, данное утверждение можно оспорить: бойцам с обеих сторон сталкиваться с иностранными войсками приходилось сильно чаще, чем нашим красным с иностранными интервентами или белым с красными частями из китайцев. Но начнём сначала...

О том, что война будет, стало ясно, когда сложилось чёткое разделение на КНДР во главе с Ким Ир Сеном и Республику Корея во главе с Ли Сын Маном. Единая страна оказалась разделена на две части по абсолютно искусственному признаку — 38 параллели. По сути дела, по линейке (линия там неровная, но смысл именно такой). Но это разделение официальным не было! И СССР, и США совершенно чётко проговаривали, что они за единую Корею! Вот только объединять её они хотели на основании своей зоны ответственности.

Впрочем, всё было сильно сложнее, а как именно, сейчас точно сказать не сможет никто. Дело в том, что обе Кореи по сей день официально находятся в состоянии войны, а значит, как к северу от 38 параллели, так и к югу от неё действуют меры военной цензуры. В результате доступ зарубежным исследователям в архивы ограничен, а свои исследователи пишут примерно так же правдиво, как газета «Правда» образца 1942 года. И южные демократы в этом плане ничуть не лучше северных коммунистов.

В целом можно сказать, что в КНДР главным ястребом был Пак Хон Ён — человек № 2 в местной табели о рангах, глава МИД и руководитель «местной» фракции Трудовой партии Кореи (ТПК). Дело в том, что большая часть его сторонников оставалась на юге и в объединённой стране его личный аппаратный вес резко возрастал, так что можно было и подумать насчёт того, чтобы подвинуть Ким Ир Сена от кормила. Он упорно втирал как самому Киму, так и Сталину с Мао, что ситуация на Юге близка к восстанию и что стоит северокорейской армии перейти границу, как режим Ли Сын Мана посыплется как карточный домик. На самом ли деле он так думал или разыгрывал партию с намерением втянуть страны в войну, а там посмотрим, до сих пор неясно. Впрочем, сам Ким Ир Сен тоже голубем не был: партизанское и военное прошлое приучило «Великого Вождя» переоценивать военные способы решения всех проблем.

Да и «за поребриком» дела обстояли ровно так же. Ли Сын Ман разражался грозными тирадами, грозился сокрушить Север, призывал к священной войне коммунизма и демократии, причём останавливаться на границе КНДР не планировал: у него были территориальные претензии и к КНР, и к СССР: Маньчжурию и Приморский край он видел в составе Великой Кореи. При этом американцы оказались в ситуации советских оккупационных властей в Корее в 1945 году: у них не хватало переводчиков и янки были вынуждены использовать англоговорящих советников с Юга полуострова, которые лили им в уши о недовольстве народа коммунистическим режимом и что-то про карточный домик.

А что же СССР и США? А там у власти были люди, куда более осторожные. Сталин предоставил товарищу Ким Ир Сену такую свободу действий, что даже вывел из КНДР советские войска. При этом лучший друг советских физкультурников старался действовать на полуострове не самостоятельно, а притянув к этой работе товарища Мао, логично решив, что китайцы с корейцами друг друга поймут лучше, чем русские их всех вместе взятых. В сентябре 1949 года посол СССР в Пхеньяне Терентий Штыков получил указание довести до руководства КНДР:

«Начинать общее наступление Народной армии на Юг страны в нынешней обстановке нецелесообразно и несвоевременно... Во-первых, такое наступление по инициативе Правительства КНДР может быть использовано реакцией для обвинения правительства в глазах общественного мнения в агрессивных намерениях и желании втянуть страну в войну. Во-вторых... для того, чтобы начать такое серьёзное мероприятие, нужно быть полностью уверенным в успехе. В данной обстановке рассчитывать на успех вряд ли возможно. В-третьих, наступление Народной армии на юг может дать повод американцам поставить вопрос на сессии ООН, обвинить в агрессивности правительство КНДР и добиться от Генеральной Ассамблеи согласия на ввод в Южную Корею американских войск...

Вам следует обратить внимание Ким Ир Сена и Пак Хон Ёна, что они использовали далеко не все возможности в борьбе за мирное объединение страны».

В общем, советские военные советники также не могли проверить сведения о состоянии дел на Юге, подаваемые им северными коллегами. Как и американцы, они получали информацию только от своих подопечных.

Вода камень точит! Постоянные доклады «товарищей из КНДР» и вставшего на их сторону советского посла Штыкова постепенно склонили мнение Сталина и других членов политбюро к согласию на военное решение проблемы. Уверенности руководству СССР придавала победа коммунистов в Китае и успешные испытания ядерного оружия: теперь Советский Союз не был беззащитен перед американской «бомбой» (хотя число ядерных боеприпасов в СССР не превышало 10 штук, а в США — перевалило за третью сотню). Весной 1950 года решение было принято, и 25 июня 1950 года Народная армия КНДР нанесла внезапный удар по позициям южан. А 26 июня Ким Ир Сен выступил по радио с обращением к нации, в котором... обвинил руководство Южной Кореи в агрессии!

Армия КНДР (Корейская народная армия — КНА) была создана 8 февраля 1948 года. Её основу составили 14 тысяч партизан, действовавших против японцев в Манчжурии. К июню 1950 года в состав КНА входили 10 дивизий, четыре из которых находились в стадии формирования. Помимо этих сил, была в наличии одна танковая бригада, один артиллерийский полк, один зенитно-артиллерийский полк, один мотоциклетный полк, полки связи, охранный, инженерно-сапёрный и прочие вспомогательные части. Общая численность военнослужащих составляла 175 тысяч человек. Укомплектована КНА была по штату, но...

Дело в том, что костяк любой армии — офицерский корпус. А он у северян был... очень молод. Военное училище в Пхеньяне к тому времени успело выпустить 6 346 человек. Иными словами, должности командиров взводов и командиров рот квалифицированными кадрами были укомплектованы. А дальше всё было плохо. Несмотря на официальную структуру с дивизиями и полками, в реальности КНА состояла из рот: всё, что было крупнее, удовлетворительно управляться не могло! Штабы корейских частей были откровенно слабы, что отмечалось советскими советниками. Особенно плохо дело обстояло в «технических войсках»: связь в войсках Ким Ир Сена не просто хромала на обе ноги, а еле ползала. Авиация? Можно ли подготовить пилота реактивного истребителя за неполные два года? Наверное, можно, но качество подготовки оставит желать лучшего. Артиллерия? Танковые войска? Флот?

Учили корейских командиров на советском опыте Великой Отечественной войны. Опыт на тот момент был более чем актуальным, но в КНА его пытались усвоить необстрелянные офицеры, часто из бедных семей, полуграмотные. Лучше всего дела обстояли с политической подготовкой: политрукам удалось добиться от солдат и сержантов высокой сознательности и боевого духа. Впрочем, не исключено, что их заслуга в данном вопросе была минимальна. Просто в КНДР провели земельную реформу: помещичьи земли национализировали и поделили между крестьянами. Само собой, популярность северокорейского руководства после этого взлетела ракетой! Причём не только в КНДР: на Юге данный шаг также был весьма популярен, поэтому часто в ходе войны солдаты противника переходили на сторону КНА. Поэтому основные бои армии КНДР пришлось дать не им, а американцам.

Война началась для КНА сверхудачно. Нет, восстания, на которое рассчитывали в руководстве КНДР, не произошло, но армия Юга стала сыпаться на глазах! На третий день войны пал Сеул. К августу армия КНДР контролировала больше 90 процентов территории полуострова. Южане оказались прижаты к морю на Пусанском пятачке. Казалось, что вскоре Ким Ир Сен будет, аки генерал Франко, принимать парад Победы в Гражданской войне. И тут...

С американцами (теоретически — силами ООН, но давайте будем называть вещи своими именами) впервые северяне столкнулись во время битвы при Осане. Это был небольшой отряд 24-й пехотной дивизии. Американцев было 540 человек, тяжёлого оружия у них не было, так что особого впечатления на корейцев они не произвели. Американская дивизия отступала на юг, ведя арьергардные бои и теряя личный состав. Вскоре она потеряла 3 602 человека убитыми и ранеными, а ещё 2 962 человека (включая командира, генерал-майора Уильяма Ф. Дина) попали в плен. Оказавшись на Пусанском пятачке, американцы зарылись в землю и встали в жёсткую оборону. Прорвать периметр состоящим из новобранцев войскам Кима не удалось.

Несмотря на то что обстановка выглядела достаточно оптимистично, советские и китайские товарищи не впали в эйфорию. Уже на волне первых успехов КНА китайцы стали продумывать размещение в Корее своих войск. СССР обещал обеспечить китайской пехоте воздушное прикрытие. И вовремя! Дело в том, что у осаждавших «пятачок» северян начались проблемы логистического характера: им приходилось снабжать войска по тянущимся через весь полуостров дорогам. Именно дороги и стали главной целью американской авиации. В общем, с одной стороны, янки постоянно переправляли в Пусан новые части, боеприпасы, технику и снаряжение. С другой — американская авиация громила пути снабжения КНА. Когда-то это должно было кончиться прорывом войск с Пусанского плацдарма.

Прорыв генерал Макартур спланировал грамотно. 15 сентября в глубоком тылу КНА, в Инчхоне, высадился десант — 40 тысяч «джи ай» и 8 600 южнокорейцев. А 16 сентября на прорыв из Пусана пошла 8-я американская армия. 18 сентября Сталин (разбирался в военном деле Вождь!) отправил Ким Ир Сену приказ прекратить наступление на Пусан и отходить к Сеулу. Китайцы были менее осторожны и отдали своим подопечным приказ — уничтожить десант в Инчхоне. Ничего из этого не вышло, и КНА покатилась на север.

25 сентября был потерян Сеул, выйти с Юга смогли только 25–30 тысяч северокорейских бойцов. 30 сентября КНР предупредила, что вступит в войну, если американцы пересекут 38 параллель. 1 октября американцы вытеснили КНА за 38 параллель и остановились. Но армия Южной Кореи продолжила наступление. 7 октября ООН дала добро и американским войскам преследовать КНА на территории КНДР. Пхеньян пал 19 октября, 21 октября в тылу у северокорейских войск был высажен воздушный десант в Сунчхоне. К концу октября в плен попали 135 тысяч солдат КНА, ещё около 200 тысяч были убиты или ранены.

Несмотря на предупреждения КНР, Трумен и Макартур сочли угрозу китайского вмешательства в войну блефом. Зря. 13 октября 200 тысяч китайских народных добровольцев (так и назывались в самом деле!) пересекли реку Ялу. Первые 200 тысяч. Китайцы шли скрытно, совершая ночные переходы, а днём укрываясь в строениях и лесах. 25 октября они как снег на голову обрушились на не ожидавшие их появления «силы ООН». Сверху китайскую пехоту прикрывали советские лётчики на реактивных истребителях МиГ-15.

На этот раз вырвавшуюся вперёд американскую армию атаковали с трёх сторон китайские и корейские войска. Без воздушного прикрытия «джи ай» побежали. В декабре англо-американские войска оставили Пхеньян. Корейцы порой применяли странные, но эффективные военные хитрости, например ночные атаки под звуки многочисленных гонгов и труб. И ведь действовало! 4 января 1951 года КНА второй раз взяла Сеул. И вновь повторилась прошлогодняя история: растянувшиеся коммуникации КНА (и китайских добровольцев) стали мишенью для американской авиации. 25 января началась операция «Тандерболт», и китайско-корейские силы отошли к 38 параллели...

Собственно говоря, на этом рассказ о корейской войне можно прекращать. Нет, она кончилась позже, сильно позже! В 1953 году. Но динамики в ней больше не было: стороны окопались в районе 38 параллели и любые попытки наступлений захлёбывались в крови наступавших. Американцы в четвёртый и последний раз взяли Сеул. Сеул? От города к тому времени остались одни развалины, вместо 1,5 миллиона населения остались от силы 200 тысяч. Стороны зашли в тупик. Макартур предложил использовать для выхода из позиционного тупика ядерное оружие, но... Остался непонят политическим руководством: СССР уже был ядерной державой и рисковать падением на головы «джи ай» советской атомной бомбы рисковать не стали. Снять завоевавшегося Макартура оказалось проще (этот полководец ни разу не был в Корее — руководил войной из безопасного Токио, что ему и припомнили).

10 июля 1951 года в Кэсоне начались мирные переговоры. Мирные? Нет, о перемирии. Мириться всерьёз никто не хотел, а воевать больше сил не было. У КНДР (читай — КНР) был жуткий дефицит боеприпасов. У Южной Кореи (читай — США) — не менее жуткий дефицит людей, плюс восстания и партизанское движение по всей территории (я же не просто так писал о том, что земельная реформа в КНДР была популярна на Юге!). Тем не менее переговоры длились долго, время от времени прерываясь на попытки наступлений. Последнее китайские народные добровольцы провели 10 июня 1952 года: 30 тысяч бойцов на фронте 13 км вклинились в американскую оборону. Линию обороны прорвать удалось. Развить успех — нет.


5 марта 1953 года умер Сталин. Увидеть конец корейской войны Вождю не довелось. Перемирие было подписано 27 июля 1953 года. Ли Сын Ман подписывать документ отказался, так что Республика Корея с КНДР до сих пор находятся в состоянии войны. Юридически. КНДР считает, что в войне победила. Мнение иностранцев на этот счёт руководство страны не волнует, а своим сомневаться в этом заявлении не стоит. Последней операцией корейской войны стала «Слава» — обмен телами погибших. Американцы получили останки 4 167 своих военнослужащих, корейцы с китайцами — 13 528 тел.

В общем, поскольку война была остановлена, но не закончена, спокойно на границе между КНДР и Республикой Корея не было никогда. В 2018 году стороны официально договорились о переговорах. Очередных. Результата нет до сих пор. И что-то подсказывает, что мирного решения у этого конфликта нет. Неоконченные войны имеют свойство возобновляться в самый неподходящий момент...

Фёдор Ступин
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Доигрались! Север Украины в полном блэкауте! Украина открывает границы для мигрантов из Бангладеш и Индии, одновременно запрещает русский язык
ВСУ нанесли удар дронами по казахстанской трубе! Зеленский пообещал Трампу нанести удар по экономике Китая через удары по российскому газу
Почему Трамп так неудобно посадил просроченного Зеленского на встрече! На фронте объявлено локальное перемирие! ЕС просыпается в холодном поту от встречи Трампа с Зеленским
Почему Трамп выбрал Будапешт! Из-за чего Трамп повышал на Зеленского голос. Теперь просроченному придется звонить и унижаться перед Орбаном
Намечается новый скандал Зеленского в Белом доме! Удивление просроченного президента после разговора Трампа с Путиным
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин