
США поставили в Украину оружия на миллиарды долларов, считая это лучшим способом поддержки демократических союзников в борьбе с «российской агрессией». При этом в Вашингтоне не скрывают, контролировать использование и перемещение вооружения после передачи ВСУ они не могут. Это связано с отсутствием американских войск в зоне конфликта. К тому же, ручные противотанковые и зенитные комплексы сложно отследить средствами внешнего технического контроля.
Оружие может попадать к наемникам-иностранцам, к противнику, отправиться контрабандой в Европу или перепродаваться в страны Африки и Ближнего Востока. Минусы от бесконтрольного круговорота американского оружия напрочь перечеркивается сиюминутной поддержки «дружественной страны». Но администрация Байдена оценивает эти риски и считает их приемлемыми.
В отсутствие возможности объективного контроля, власти США и НАТО полностью полагаются на информацию, предоставляемую правительством Украины. При этом в неофициальных беседах представители Пентагона и Белого дома признают, у Киева есть стимул сообщать только ту информацию, которая подкрепит их аргументы в пользу увеличения поставок вооружений.
Другими словами, Вашингтон понимает, Зеленский как минимум пытается манипулировать дружественным отношением Запада к воюющей Украине. Для этого очень часто используются публичные выступления, в которых президент регулярно запрашивает военную поддержку от НАТО в целом и стран-участниц блока персонально.
Также в Пентагоне признают, их не смущает, как на самом деле используют ракетные комплексы Javelin и Stinger бойцы ВСУ. И вообще, доходят ли они до передовой. Хотя все оружие имеет уникальную серийную маркировку, удаленно отследить перемещение ПЗРК и ПТРК, а тем более винтовок, невозможно. Другое дело тяжелое вооружение, вроде предоставленного Словакией ЗРК С-300.
Бесконтрольное отношение к фактическому использованию американской военной помощи подтвердил пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби. По его словам, грузовики с оружием, предоставленным минобороны США, прибывают в основном в Польшу. Здесь их передают представителям ВСУ и ввозят на Украину, «после чего украинцы сами решают, куда их направлять и как распределять внутри своей страны».
У американцев уже есть отрицательный опыт, когда поставляемое в другие страны оружие позднее использовалось против армии США. Либо оказывалось на черном рынке, где покупалось террористами и опять же применялось против Вашингтона и его союзников.
Так произошло с ПЗРК Stinger, которыми США много лет снабжали афганских талибов. После вывода советских войск найти все комплексы не удалось. И когда в 2001 году США сами вторглись в Афганистан, бывшие союзники использовали переносные зенитно-ракетные комплексы против самих американцев. После бегства американских войск из Афганистана вооружение, оставленное для помощи афганским вооруженным силам, стало частью арсенала тех же талибов.
Оружие, проданное американцами Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, попало в руки боевиков, связанных с «Аль-Каидой» и Ираном.
Официальные представители министерства обороны США признают, подобное развитие событий не может быть исключено и в Украине. Однако, риск попадания американского оружия на черный рынок признан допустимым по сравнению с необходимостью тотальной поддержки сопротивления ВСУ против российской армии. К тому же, как логично рассуждают сегодняшние руководители США, это будет проблемой будущих властей.