На протяжении нескольких последних десятилетий, Донбасс является самой проблемной территорией в плане экологии. По сути, идёт неуклонная деградация окружающей среды, которая влечёт за собой ухудшение условий жизни людей. На Украине давно сложилась “традиция”: галичанам свежий ветер с полонин, а жителям Донбасса гарь, смог, тяжёлые металлы и яды в воде, уничтоженный лес и прочие “побочные продукты” индустриализации.
Если в мирное время соблюдался относительный баланс и отходы производств находились в относительно безопасных отстойниках, то с началом агрессии ВСУ против мирных жителей Донбасса, ситуация крайне осложнилась и грозит скорыми страшными экологическими катастрофами.
Собственно говоря, правительства Народных республик уже неоднократно поднимали этот вопрос, пытаясь достучаться до международных экологических организаций – проблем накопилось столько, что в скором времени это может привести к тому, что тысячи гектаров почвы будут непригодны для проживания на них людей. Более того, катастрофа неизбежно затронет территорию Придонья и Приазовья, что только на первый взгляд может казаться сугубо региональными проблемами. Нужно понимать всю взаимосвязь водных артерий Европы, чтобы увидеть угрозу от такой беспечной политики Украины для всего Европейского континента.
Видимо, осознавая опасность, а главное опасаясь отказа от очередного кредита, кабинет премьер-министра Гройсмана срочно созвал 26 мая межведомственное совещание посвященное проблемам экологии Донбасса, техногенных и экологических рисков. Ничего нового мы там не услышали: был перечислен список наиболее опасных зон, но всё это подавалось под обычным для украинской стороны соусом “российской агрессии”. Как говорится – болтовня “ни о чём”, основная цель которой просто отметиться в столь важном вопросе и не дав ни единого конкретного ответа, просто “заболтать” тему.
Украинская сторона выбрала очень удобную позицию: навести порядок им мешают полчища неких “оккупантов”, которыми по справедливости, местные жители называют именно солдат ВСУ.
В резюме вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко заявила, что "мы должны усилить внимание мира к экологическим вызовам и проблематике, требовать доступа международных экспертов ко всем предприятиям, которые имеют опасное производство, на временно оккупированных территориях, и которые сегодня рейдерски захвачены оккупантами и боевиками". Всё как всегда! Фантастическая наглость! Хотелось бы спросить у Геращенко, а что мешает украинским властям навести порядок на территории ООО НПО “Инкор и Ко” КХП “Фенольный завод”? Торецк ведь контролируется ВСУ, или как?! А в шлаконакопителе предприятия накопилось столько отходов за 2014-2017 годы, что дамбы этого напора скоро не выдержит! И десятки тысяч загрязнённых фенолом отходов хлынут в близлежащие реки, не говоря о уничтожении сотен гектаров плодородной почвы. Кстати, а украинскую власть не смущает, что и их солдаты, и жители Торецка с близко расположенными сёлами, пьют загрязнённю фенолом воду? А всё потому, что предприятие не проводит несколько лет экспертную оценку состояния отстойника, на предмет попадания ядовитых отходов в подземные воды. Никто не знает, насколько вода в городе загрязнена фенолом! Так что: «Торецк – це Украiна!»?
А вот ещё один из примеров “заботы” украинского правительства о простых украинцах: ЧАО «Бахмутский Аграрный Союз», c. Новолуганское, Амвросиевский район, Донецкая область, где содержится 90 000 голов свиней. Специальные подземные хранилища для отходов производства, расчитаны на 600 тыс. тонн, а содержится в них в три раза больше отходов – 1,8 тыс. тонн! Если хранилища не выдержат, то в реки Бахмут и Северский Донец хлынут тысячи тонн навоза! Но разве это волнуе ВСУ, которые заминировали все подходы к хранилищам! Специалисты просто не могут попасть на территорию очистных сооружений и провести там необходимые работы.
О Донецкой фильтровальной станции и говорить не приходится: на территоррии предприятия находится 2,4 тонн редкого хлора, необходимых для работы станции. Из-за постоянных обстрелов со стороны ВСУ, может быть отравлена территория в радиусе 40 км от станции! Необходима демилитаризированная зона в 1, 5 км вокруг станции, что неоднократно заявляли руководители ДНР. Но никаких конкретных действий предпринято Украиной не было!
А что говорить о проблеме подтопления шахтными водами? Или о шламоотстойниках Авдеевского коксохима? Или о грабительской вырубке лесов Донбасса? А вывозящиеся уже непрерывно третий год, чернозём, песок, глина, строительный камень? И что сейчас творится на остановленных предприятиях химической промышленности в Северодонецке, Лисичанске, Рубежном?
Вопросов много, только нет на них ни единого внятного ответа! И бесконечных обвинений в сторону России, что само по себе уже превратилось в шаблонную отговорку по любому поводу. Украинским политтехнологам даже хватило наглости использовать статьи и материалы по экологическим проблемам, которые постоянно публикуют СМИ ДНР и ЛНР! Проблема очень серьёзная. И решать её нужно было ещё вчера! Время упущено и каждый день откладывания согласованных действий Народных республик и Украины по данному вопросу, приближает трагический час Х, когда сотни километров в мгновение ока превратятся в зону страшной экологической катастрофы, которой ещё не видывал мир! Но Украина только выражает “крайнюю озабоченность” вопросом и абсолютно не готова к реальным действиям. Складывается впечатление, что для “отцов и матерей украинской нации”, самый желаемый исход – чем хуже, тем лучше! Донбасс не просто на пороге экологической катастрофы, а уже одной ногой в мире экологичского армагеддона! Кто бы нас услышал?! Ведь будет плохо всем: Земля - наш общий дом и экология у нас всех, общая.
Антон Орловский
источник