
Как прошёл День Победы за рубежом: интересные повороты. Гость - историк Армен Гаспарян.
Ведущие "Вестей ФМ" - Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
Шафран: Армен, в "Бессмертном полку" вы принимали участие?
Гаспарян: Да, было дело. Но вообще, я хочу сказать, что есть три важных наблюдения по поводу того, что произошло вчера. Первое: стало окончательно понятно всем, даже у кого были малозначительные иллюзии на этот счет, что история Второй мировой войны перестала быть таковой, и она окончательно перешла в политическую плоскость. Все попытки наши на протяжении 20 лет каким-то образом перевести обсуждение действительно очень сложных вопросов в сугубо научную сферу, не увенчались ровным счетом никаким успехом.
Вчера это официально нам все показали.
Это и эпизод с обменом фуражек в Риге между легионером СС и солдатом Красной Армии. Мы здесь даже не будем обсуждать вопрос, почему солдату Красной Армии 60 лет. Кого нашли, с тем и поменялись. Да, это малозначительный факт. То же самое происходит в Киеве. Опять же, несмотря на то, что украинские СМИ рассказали о том, что менялся ветеран УПА с ветераном рабоче-крестьянской Красной Армии, на самом деле, конечно, ветеран УПА поменялся с ветераном АТО. Это мелочь, по сути дела, она лишь дополняет общую картину.
Поэтому абсолютно точно, все попытались перевести это в плоскость текущей политики, никого исторические вопросы уже не интересовали. А это значит, что наше российское экспертное сообщество теперь будет вынуждено, по сути дела, вернуть некие положения, свойственные подобного рода эпохе. То есть условно, все вот эти конференции, которые мы старательно проводили, наше историческое сообщество на протяжении 15 лет с десятком гостей и с огромным тиражом в 100 экземпляров брошюр - это все ничего не дает. Абсолютно. Мы, по сути дела, вернулись на установки, которые были во времена покойного теперь профессора Зорина. То есть нам нужны люди, которые будут рассказывать популярным языком, в том числе для западного сообщества. Это первый важный урок из вчерашнего дня.
Второй важный урок: вчера мы попрощались с "Бессмертным полком", его больше не существует. Вчера была бессмертная армия, потому что 700 тысяч в Москве - это уже не полк. Да, это можно называть фронтом. Если по стране 24 миллиона человек вышли из 142-144 миллионов населения, не сложно посчитать. 24 миллиона - это только по стране вышли. Я ехал на эфир, прочитал: "24 миллиона человек вышли".
Соловьев: Какие-то сумасшедшие цифры.
Гаспарян: Это означает, что акция стала действительно всенародной. И абсолютно был прав Дмитрий Куликов, сказавший в эфире "Вести ФМ", что это действительно подлинный национальный праздник и день единства России.
Соловьев: Согласен с Димой.
Гаспарян: Здесь не о чем спорить. Третий важный момент: наша так называемая либеральная оппозиция и раньше позволяла себе хамские выходки в день 9 мая. Вчера они совершенно точно переступили грань, и глупо подставились. Дело вот в чем: огромный поток постов дневных - все не так, и то, что мы улыбаемся натяжно, и то, что мы вышли туда под конвоем, и то, что мы портреты побросали, и несли не своих родственников, и так далее. Но важно другое: впервые была проведена массированная атака. Очень точно подобрано время. Как только колонна "Бессмертного полка" двинулась, тут же посыпались все эти сообщения. А почему? Огромное скопление людей в Москве, те, кто может на это ответить, они все при деле: Владимир Соловьев комментирует в эфире канала "Россия", Анна Борисовна Шафран находится в "Бессмертном полку", там же Дмитрий Куликов, там же десятки и сотни наших коллег.
Соловьев: Там же и ты.
Гаспарян: Что происходит в этот момент? Огромное число людей, парализуется мобильная связь, то есть 3G и LTE работают очень слабо. А они берут картинку, зная, совершенно точно, о том, что в этот момент никто из участников ответить не сможет, и начинается этот вот посыл.
Полностью в видео
P.S.Очень рекомендую обсуждение того, как нам теперь быть и как отбиваться от врагов.