Военный бюджет США на 2016 ф.г. предполагает выделение $434 млн в течение пяти лет на модернизацию 275 КРМБ Tomahawk для придания им функции ПКР. Ранее замминистра обороны Роберт Уорк назвал реинкарнацию противокорабельных Томагавков в корне меняющим обстановку инструментом. Теперь-то русские перестанут кичиться своими Калибрами!
Для тех, кто не в курсе технических нюансов, объясняю: пиндосы собираются воссоздать снятые с вооружения RGM/UGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missile (TASM). Конструктивно, TASM представляла собой «Томагавк», на котором система наведения TERCOM (коррекция по карте рельефа местности), бесполезная при полётах над морем, была заменена активной радиолокационной головкой самонаведения, аналогичной ГСН ПКР «Гарпун». Ну как аналогичной — это и была головка от «Гарпунов», слегка адаптированная.
Ракета предназначалась для поражения надводных целей «на больших дистанциях» и была оснащена 450-кг килограммовой полубронебойной боевой частью. Максимальная дальность применения TASM составляла 450 километров — и не потому, что Томагавк не может лететь дальше, а потому, что на бОльшей дальности головка самонаведения от «Гарпуна» уже не обеспечивала надежный захват цели. Да на самом деле и эти 450 км — сильно оптимистичны.
Я сейчас объясню, в чем там прикол. В отличие от советских дальнобойных ПКР вроде П-700 Гранит, имеющих сложную траекторию полета, с высоким участком для обзора района цели и ее захвата радиолокационной головкой самонаведения, TASM пролетал всё это расстояние на сверхмалой высоте (около 5 метров над уровнем моря), на которой он якобы не мог быть обнаружен корабельной РЛС на большом расстоянии — однако эта же высота сокращала поле обзора его собственной РЛС ГСН. Сама же ракета летела по данным инерциального навигатора — накапливая ошибку в определении своего местоположения, а самое главное — из-за дозвуковой скорости, полёт на расстояние 450 км занимал около получаса. За это время быстроходный корабль мог выйти из расчётного района нахождения где-то так километров на 25-30 в любую сторону, о чем ракета знать никак не могла — после старта получение дополнительного целеуказания уже невозможно.
Пиндосы, надо сказать, в те годы еще не совсем окретинились, и смогли посчитать вероятность захвата цели на прямом пролете ракеты, которая оказалась удручающе низкой. Получалось, что ракетой с такой высотой полета и скоростью нельзя стрелять дальше 100 км, ну максимум 200 км. Поэтому американцы придумали, как им казалось, остроумный выход (идея позаимствована у дальнобойных торпед) — прибыв в точку предполагаемого расположения цели, TASM начинал поисковый манёвр «змейка».
Вообще это классический пример попадания в ловушку неверной аналогии и распространения приема, хорошо работавшего в определенных условиях — на другие условия. Если вкратце — торпеде никто не мешает нарезать ее змейки под водой, поскольку на малых ходах она очень срытна. А вот дозвуковая маловысотная ПКР играет с системой противоракетной обороны корабля в игру с заведомо неравными условиями — корабль смотрит на нее большой антенной мощной РЛС с высоты самой высокой мачты, а ПКР смотрит на корабль маленькой встроенной антенной ГСН с весьма ограниченной мощностью импульса с поверхности воды. Очевидно, что корабль засечет маневрирующую ПКР с существенно большей дистанции, чем ГСН ПКР захватит корабль — так что когда ПКР наконец захватит цель и полетит к кораблю, ее уже будет встречать вся корабельная оборона, и у дозвуковой ракеты нет никаких существенно отличных от нуля шансов что-то там поразить.
Именно поэтому TASM довольно быстро сняли с вооружения — ее бесполезность против боевых кораблей стала очевидной.
В 2012 году фирма «Raytheon» предложила возродить TASM в виде дешевой модификации для существующих «Томагавков». Проект рассматривался флотом как запасное решение на случай неудачи новой дальнобойной противокорабельной ракеты LRASM; однако, главной претензией к проекту была относительно высокая ЭПР ракеты, что (при ее дозвуковой скорости и отсутствии возможности прятаться за рельефом при действиях над морем) делало новую TASM легкой жертвой для современных систем ближней ПВО/ПРО кораблей.
Подробнее про LRASM (Long-Range Anti-Ship Missile):
LRASM-A — дозвуковая противокорабельная ракета радиусом действия до 800 км на базе авиационной ракеты JASSM-ER. Она летает, но ее эффективность в качестве противокорабельной — сомнительна.
LRASM-B — сверхзвуковая противокорабельная ракета, концептуально близкая к российско-индийской БраМос. В январе 2012 года было решено, что технологические риски при разработке сверхзвуковой противокорабельной ракеты излишне высоки, и работы над LRASM-B были прекращены.
В общем, $434 млн в течение пяти лет на модернизацию 275 КРМБ Tomahawk для придания им функции ПКР — это сигнал, что и с LRASM-A у пиндосов тоже ничего не вышло.
Другими словами, ВМФ США до сих пор сидят с древними AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Ракета хорошая — но это ракета 70-х годов, ее дальность всего около 200 км (до 280 км у варианта SLAM — но эта модификация может быть использована только для поражения неподвижных наземных целей), масса боевой части 225 кг — чего явно недостаточно против крупных кораблей.
источник