За день до 5 ноября вне сомнений внимание мира приковано к американским выборам. Внимательно следят за всеми изгибами предвыборной кампании в США и в России. И это понятно: Трамп на фоне двух войн, развязанных не без участия Белого дома, в пику Байдену и Харрис качнулся в другую сторону — стал в определённой степени миротворцем.
В предвыборной полемике с «ястребами»-демократами Трамп стал говорить вполне трезвые вещи о том, кто разжигает войну на Украине. Да и личные отношения с Зеленским у него не сложились. Хозяин Банковой не стал возбуждать по просьбе президента США уголовное расследование о финансовых аферах семейства Байденов на Украине. Более того, Трамп из-за этой просьбы попал под попытку второго импичмента в Конгрессе США. Это тоже на руку России.
Для России его победа выгодна хотя бы потому, что война на Украине дело рук демократов, а Трампу вполне по силам свернуть масштабную поддержку режима Зеленского под предлогом куда более важных проблем в экономике первой державы в мире. Не он начал эту войну, а потому и завершить ее ему вполне по силам.
Есть одно важное обстоятельство: России при всех раскладах не стоит особо возлагать надежды на то, кто въедет в Белый дом. Все решается не в Овальном кабинете, а на поле боя. Там лежат ключи к миру, а не в кабинете 47 президента США.
Вот почему мы решили опубликовать весьма взвешенную статью из Financial Times. Ее авторы попытались разобраться в ключевом вопросе: куда склоняются американские избиратели за день до решающего голосования. И их вывод, что, скорее всего, но чаша весов все же на миллиметры, но склоняется в пользу Камалы Харрис. Издание полагает, что Трамп не смог переключиться с борьбы против Байдена и не смог привлечь новых избирателей. К тому же против него играет неумение привлекать женский электорат и молодежь. Впрочем, доводы, которые приводит издание вовсе не демонстрируют преимущества Харрис, а лишь высвечивают плюсы и минусы Трампа, которые он проявил в ходе кампании. Приводим текст полностью.
* * *
Дональд Трамп поклялся защищать женщин, «нравится им это или нет». В своей знаменательной речи в Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке он пообещал «вышвырнуть нелегальных иммигрантов из нашей страны как можно быстрее». А на крупном мероприятии в помещении в самом центре Аллентауна, города в политически важной долине Лихай в Пенсильвании, он выступил с очередной личной атакой на Камалу Харрис. «Никто ее не уважает, никто ей не доверяет, никто ее не воспринимает всерьез, – заявил Трамп толпе. – Все знают, что она человек с низким IQ».
В дотрамповскую эпоху американской политики каждый из этих оскорбительных, агрессивных комментариев мог бы стать препятствием для кандидата в президенты, но в последние дни этой кампании они, по-видимому, стали нормой. В свои 78 лет бывший президент назвал нынешнюю гонку за Белый дом своей последней крупной политической битвой, призванной обеспечить «День освобождения» для Америки после четырех лет президентства демократов.
Во вторник вечером миллионы американцев вынесут свой вердикт. Трамп либо будет восстановлен в Белом доме, либо потерпит второе свое поражение, которое приведет к тому, что Харрис станет первой женщиной-президентом в истории США.
«Это немного грустно», – сказал Трамп толпе из нескольких тысяч человек, заполнившей арену в Аллентауне, сетуя на конец президентских гонок. «Мы были в этом путешествии вместе, и мы делали это девять лет. Это последняя неделя», – сказал он.
То, что Трамп снова находится на пороге президентства в Америке, примечательно: несмотря на свой преклонный возраст, роль в разжигании беспорядков в Капитолии США почти четыре года назад и множество уголовных обвинений, он разгромил своих соперников-республиканцев на предварительных выборах в начале года и фактически сравнялся в опросах с Харрис. Однако, важно и обратить внимание на то, как Трамп провел свою кампанию.
Тут и призывы к мести своим политическим оппонентам, и условия для массовых задержаний и высылки нелегальных рабочих. Трамп пообещал радикальный крен вправо, что не очень популярно сегодня среди среднестатистических американцев. Он будто специально настраивает против себя выходцев из латинской Америки, женщин, преимущественно толерантную молодежь. Кого то привлечет его грубость, но, все же следует признать, что прилюдно обсуждать гениталии бывшего гольфиста Арнольда Палмера – это уже чересчур. Не следует и обманываться, что ему поможет поддержка Тулси Габбард и Роберта Ф. Кеннеди-младшего. Оба бывших демократа, которые поддерживали его во время кампании и даже могут получить места в его администрации, относятся к маргинальным политикам, которые вообще не определяют повестку.
Если Трамп проиграет, его неспособность придерживаться типичной предвыборной стратегии, направленной на привлечение более широкого электората на всеобщих выборах, вероятно, будет признана причиной поражения политическими аналитиками и, возможно, даже некоторыми республиканцами.
Но если Трамп победит, он будет еще более воодушевлен, имея мандат на быструю реализацию своих планов и с меньшим количеством сдержек, противовесов и ограничений, чем в первый срок его полномочий. У него также будет верная группа помощников и сотрудников, готовых реализовать его повестку дня.
«Избиратели точно знают, что они получат, – говорит Джулиан Зелизер, профессор политической истории в Принстонском университете. – Все это происходит средь бела дня, и если он победит – не скрывая этого и имея такое обещание — он, безусловно, интерпретирует это как то, что страна на борту. И многие республиканцы почувствуют то же самое».
Накануне выборов советники Трампа в ходе предвыборной кампании заявляют, что с оптимизмом смотрят на грядущие результаты, ссылаясь на всплеск числа республиканцев, которые уже проголосовали досрочно, а не ждали дня выборов, как в предыдущих циклах. «Я просто думаю, что атмосфера указывает на, вероятно, более существенное преимущество Трампа, чем отражает опрос», – говорит один человек, близкий к кампании. «Мы бежим изо всех сил, мы бежим на всех парах. Все наши штаты работают так, как должны», – добавляет старший советник Трампа. Представители кампании Харрис оспаривают эту оценку, заявляя, что они «на пути к победе в очень тесной гонке». Они считают, что последние оставшиеся неопределившиеся избиратели прорываются, и добавляют, что Трамп добирается только до «тех же избирателей, которые голосовали за Дональда Трампа в день выборов в прошлом», но у него дела неважны с расширением электората.
Победа Трампа будет обеспечена, если он сможет сократить число сторонников традиционных групп демократической коалиции, таких как чернокожие, латиноамериканцы и молодые избиратели, а также укрепить свою поддержку в сельских консервативных районах и ограничить потери среди избирателей с высшим образованием из пригородов.
Но может ли Трамп, который еще недавно добивал Байдена за немощность, привлечь молодежь? Большой вопрос. Ведь теперь реплики самого Трампа играют против него и теперь кандидат в вице-президенты от Демократической партии Тим Уолц высмеивает его: «Этому чуваку почти 80 лет, он чуть не погиб, залезая в мусоровоз».
Харрис пытается консолидировать ключевые части своей коалиции, одновременно стремясь расширить свою привлекательность, включив в нее центристов и даже умеренных республиканцев, что может дать ей достаточно голосов для победы. «В отличие от Дональда Трампа, я не считаю, что люди, которые со мной не согласны, являются врагами. Он хочет посадить их в тюрьму. Я дам им место за столом», – сказала она во время своего выступления в Эллипсе на Национальной аллее в Вашингтоне на прошлой неделе.
Бывшему президенту было нелегко адаптироваться к Харрис как к своему демократическому сопернику. Люди, близкие к Трампу, признают, что он был потрясен поздним вступлением Харрис в гонку вместо Джо Байдена 21 июля.
Первые нападки Трампа на Харрис были направлены на то, чтобы представить ее как крайне левую социалистку, но по мере того, как Харрис переходила к более центристским позициям, он остановился на стратегии, направленной на то, чтобы принизить ее квалификацию, интеллект и личность в глазах избирателей, помимо критики ее достижений и политики. Первый признак этого проявился на конференции чернокожих журналистов в Чикаго в конце июля, когда он высмеял Харрис – дочь ямайских и индийских иммигрантов – по поводу ее расовой принадлежности, заявив: «Она случайно стала черной, и теперь она хочет, чтобы ее называли черной. Так что я не знаю, индианка она или черная?»
Личные оскорбления в стиле сетевого бота стали постоянной чертой его митингов на заключительном этапе гонки. Что же касается политических обещаний, то оба кандидата больше ударяются в абстракции. Предложение Трампа Америке в этом году включает в себя широкие обещания решить важные проблемы, с которыми сталкивается страна, включая улучшение экономики за счет снижения инфляции, снижение уровня преступности и посредничество в урегулировании конфликтов по всему миру, включая сектор Газа и Украину. Но Трамп часто не может удержаться от того, чтобы не добавить какую-нибудь гадость в адрес оппонентов и нередко это не нравится даже его сторонникам, которые вовсе не горят желанием получить во главе страны хама-автократа и республиканская пресса сама отмечает авторитарные замашки лидера.
«У нас есть некоторые очень плохие люди. У нас есть некоторые больные люди, радикально-левые сумасшедшие», – сказал Трамп в интервью на Fox News. «С этим очень легко справиться, если необходимо, Национальная гвардия или, если действительно необходимо, военные», – добавил он. В США такие заявления не добавляют популярности.
С другой стороны Трамп так же легко переодевается в одежды миротворца и пацифиста. Так, в Аризоне Трамп обрушился с критикой на Лиз Чейни, известного республиканского критика, за то, что она была «радикальным ястребом войны». «Давайте поставим ее с винтовкой, стоящей там, и девять стволов будут стрелять в нее?, – сказал Трамп. – Посмотрим, что она по этому поводу чувствует, знаете ли, когда пушки направлены ей в лицо».
Элейн Камарк, старший научный сотрудник по исследованиям в области государственного управления в Институте Брукингса и бывший чиновник администрации Клинтона, считает, что риторика Трампа в последние недели подорвала его шансы стать президентом США. Она отмечает неспособность Трампа сосредоточиться на главном, на идее, что сегодня человеку в США хуже, чем четыре года назад. «Я думаю, это вредит ему на финишной прямой», – считает она. Вместе с тем, Камарк пытается успокоить тех, кто опасается сползания США в авторитаризм в случае победы Трампа. «Мы – система сдержек и противовесов. Однако нас ждет тупик и хаос», – говорит она.
Сильной стороной Трампа являются его сторонники из бизнеса. Самым заметным конечно же стал Илон Маск, который пожертвовал не менее 119 миллионов долларов на поддержку кампании и других кандидатов-республиканцев, а также запустил собственную кампанию по поддержке избирательной активности Трампа, особенно в Пенсильвании. Трамп и Маск постоянно находятся на связи и Трамп его часто хвалит. Наблюдатели отмечают, что Маск появился в качестве «как минимум заместителя, но почти как еще один вице-президент». Маск в США сегодня это и культурная, и культовая фигура для многих американцев, которые его любят и почитают, к тому же он владеет огромной коммуникационной платформой. Это не просто новый альянс, а новый фундамент влияния Трампа.
Сторонники Трампа не скупятся на характеристики. «Он гений», — говорит Кандисс Тейлор, христианский консервативный ведущий подкаста, которая посетила митинг Трампа в Саванне, штат Джорджия, в прошлом месяце. Она говорит, что никогда не проголосует за Харрис или любую женщину-президента. «Мужчина является главой дома не просто так, и я просто не думаю, что мир готов к женщине-президенту в Америке», — сказала она.
Возможно, подобные заявления сторонников Трампа наоборот мобилизуют электорат Харрис. В любом случае, за день до исхода гонки наблюдателям остается лишь только гадать.
Источник