Навсегда ли поссорили последние события на Украине два братских народа?
В недавнем интервью «Свободной прессе» руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв выразил точку зрения, что США добились своей давней цели: поссорить русский и украинский народы.
Если раньше претензии к соседям выдвигали в основном украинцы, да и то западные, то теперь уже и в России всё заметнее становится такое явление, как украинофобия. Не случайно, столь широкую известность получило далеко не блестящее с литературной точки зрения стихотворение Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями».
Есть ли шанс, что время помирит русский и украинский народы или Украина станет этаким русофобским аналогом Польши?
- Начнем с того, что русские и украинцы – один народ. Это моё твёрдое убеждение, которое я не раз высказывал, - рассуждает председатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков. – Да, сегодня, к сожалению, удалось достаточно серьёзно рассорить тех, кто считает себя украинцами, с русскими. Мало того, и многие русские граждане Украины всерьёз верят пропаганде киевской хунты о том, что Россия – агрессор, «оттяпавший» кусок исконно украинской территории, и что все население, вне зависимости от того, кто и к какой национальности себя относит, должно сплотиться против «русской угрозы».
Собственно, к этому шло очень давно. Замысел поссорить великороссов с малороссами принадлежит ещё одному из генералов Бисмарка, который говорил, что лучший удар по России – это поссорить «западных» русских (украинцев) с «восточными» русскими.
Проект «Украина» внедрялся изначально с территории Галиции. В результате обработки мозгов на протяжении пары поколений галицийцы во время Первой мировой войны воевали против России на стороне Австро-Венгрии. Правда, при этом пришлось сгноить в концентрационных лагерях Талергоф и Терезин больше 15 тысяч тех украинцев, кто придерживался русофильских взглядов.
С тех пор Запад всячески пытался распространить галицийский опыт на всю остальную Украину. Конечно, роль США в том, что отношения между нашими народами испорчены, велика. Но не надо всё сваливать на одних американцев. Они занимались естественным для наших геополитических противников занятием – не давали усилиться русскому народу, создать на основе России, Украины и Белоруссии мощный евразийский политический и культурный центр.
А власти России больше двух десятилетий, как ни печально, только подыгрывали антирусским силам на Западе. Ориентированные на Москву силы не получали абсолютно никакой поддержки.
Российское государство ещё в эпоху Ельцина сделало ставку на украинских олигархов. Это такая типичная для либерального мышления логика: наши олигархи с вашими всегда договорятся. Все отношения строились вокруг газовой трубы. Мол, мы вам – газ подешевле, а вы нам не мешайте гнать его на Запад.
А вот сам Запад действовал более тонко. Вкладывал огромные деньги на протяжении двух десятилетий в неправительственные организации. Все эти ультра-националисты, которые орудуют сегодня на Украине, целенаправленно взращивались на протяжении вот уже двух поколений. Как на самой Украине, так и в Прибалтике они проходили всевозможное обучение и инструктаж. А Россия бездействовала, делала вид, что ничего этого не замечает.
Слава Богу, что в российской политической элите пришло осознание, что если и дальше ничего не делать, то Украина превратиться в мощный плацдарм наступления на Россию, и сама Россия может исчезнуть вместе со своей элитой. Её, в случае подчинения России Западу, никто не собирается оставлять даже в роли приказчика.
Сейчас мы видим, что хоть и с запозданием на 20 лет, пророссийским силам на Украине начали оказывать поддержку. Но уже то, что по-прежнему пытаются делать ставку на проигравшего свою страну Януковича, говорит: достойных лидеров пророссийского толка на Украине никто не выращивал весь постсоветский период.
России надо умнеть. Необходимо жёстко отстаивать свои интересы. Уже после расчленения Югославии было ясно, что международное право ушло в историю. Де-факто его нет. Тот, кто сумеет настоять на своей правоте, в том числе и силой оружия – тот и прав. В этом смысле перед российской властью стоит серьёзный вопрос. Многие накачанные антирусской пропагандой украинцы действительно способны взять в руки оружие и пойти подавлять Юго-Восток. На Украине началась гражданская война, давайте называть вещи своими именами. Поэтому если и дальше будут продолжаться убийства русских на Украине, мы должны вмешаться в конфликт, хотя бы в качестве миротворцев.
«СП»: - Предположим, что юго-восточная часть Украины отколется от страны. Может ли получиться из оставшихся центральных и западных областей подобие Польши, для которой всегда и во всём виновата Россия?
- Для того, чтобы сделать из Украины антирусский аналог Польши, Запад приложит огромные усилия. Какие они дадут результаты, во многом зависит и от России. Нам самими надо укрепляться и пересматривать свою внешнюю политику.
Та Россия, которая была ещё несколько лет назад, нового геополитического противостояния с Западом не выдержит. Что касается украинского кризиса, то первый раунд остался за бандеровцами. Во втором, «крымском», мы как бы уравняли счёт. Кто выиграет в итоге, во многом решается сейчас. Нам нельзя допустить, чтобы Украина стала площадкой для нападения на Россию.
- Что касается США, они были заинтересованы, в первую очередь, в рыхлой, экономически слабой Украине, которая при этом состояла бы в НАТО, - говорит политолог, главный редактор журнала «Вопросы национализма» Константин Крылов. – ЕС в свою очередь был бы не прочь видеть в Украине нейтральную в военном отношении страну, открытую для их товаров. Для этого, собственно говоря, и подписали соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Этот документ не даёт Украине никаких особых преимуществ, кроме возможности просить (именно просить) время от времени Евросоюз о помощи в обмен на широкий доступ европейских товаров на Украину.
Что касается самой Украины, то её политическая элита все постсоветские годы была озабочена только одним – строительством украинского национального государства. Где под нацией подразумевались именно украинцы. В первую очередь, западные. Все президенты неизменно вдалбливали своим гражданам мысль: «Украина – не Россия». Вся информационно-образовательная политика была направлена на формирование антирусского мировоззрения у своих граждан. В учебниках, к примеру, делался акцент на некие войны между Россией и Украиной. При этом проблема украинского проекта изначально была в том, что он выглядел малопривлекательным. Украинскую «мову» придумывали буквально на коленке. Украинский язык сегодня, к примеру, сильно отличается от того, каким он был 20 лет назад. При этом, несмотря на огромные усилия, майданные события показали, что даже совершенно фанатичные русофобы на Украине плохо говорят по-украински.
Антирусская истерия долго готовилась на Украине и именно поэтому сторонники евромайдана не смогли «сдержать эмоций» после бегства Януковича.
С точки зрения тех сил, что стояли за евромайданом, необходимо было какое-то время не выпячивать «русский вопрос», чтобы «вешать потом». Однако в числе первых законов, принятых «новой» Верховной Радой, стал закон о лишении русского языка статуса регионального. И только начавшееся возмущение на Юго-Востоке заставило Турчинова отложить его подписание. Русские, которые уже, вроде бы, смирились с постепенной украинизацией, выучили «мову», восстали именно против того, что их решили здесь и сейчас превратить в украинцев или людей второго сорта.
«СП»: - Остаются ли у русских и украинцев пути к примирению?
- Пока существует Украина – нет. Потому что государство это может существовать только в пику России. Иначе нет никаких других причин нашим странам существовать раздельно. Русские и украинцы, как минимум, очень близкие народы, не говоря уже о том, что только официально на Украине около 20% населения составляют именно русские.
Поэтому политическая элита Украины не мечтала ни о чём ином, кроме как перегнать польскую элиту по степени своей русофобии. Что бы Россия ни делала, украинские правители пытались найти повод для того, чтобы возбуждать максимально возможное отторжение от всего русского.
«СП»: - Но, кажется, теперь и со стороны русских усилилось неприятие украинцев, особенно западных. Не случайно получил столь широкий резонанс стихотворный опус «Никогда мы не будем братьями»…
- Надо сказать, что это неожиданный и весьма неприятный для «убеждённых» украинцев момент. Они рассчитывали, что русские всегда будут «утираться» и любить братьев-украинцев только за то, что они братья.
Сегодня большое количество русских осознало, что на Украине выросли поколения, которые вполне искренне считают Россию страной враждебной.
«СП»: - Тем не менее, мы видим, что целые подразделения украинской армии отказываются воевать против «русского восстания» в Донбассе…
- Во-первых, всеобщая украинизация, как я говорил, не была всё-таки доведена до логического финала. Поспешили. Перегнули палку. А западэнцев, которые уже сейчас действительно готовы «рвать русских», всё-таки не так много. Кроме того, солдат, чтобы они хорошо воевали, неплохо бы иногда кормить. С чем сейчас довольно плохо на Украине.
«СП»: - Вероятно ли распространение «галицийской версии украинства» на остальную страну после нынешних событий?
- Изначально украинские политики этого и добивались. Не надо иллюзий. Если бы в процесс не вмешалась Россия, со временем, думаю, украинизировали бы даже Крым. С самого начала «незалежности» вопрос стоял только в том, до каких пределов сумеет расшириться «Галиция».
Кстати, обратите внимание, что в нынешнем украинском правительстве практически все – выходцы именно из Галиции. Такого в истории Украины ещё не было.
My Webpage