Проблему «северных территорий» искусственно создали американцы
Правонационалистическая газета Японии «Санкэй симбун» сетует по поводу того, что правительство Синдзо Абэ нечётко формулирует территориальные претензии к России. Речь идёт о возвращении в правительственную «Синюю книгу о дипломатии Японии» положения о «суверенитете» Страны восходящего солнца над «северными территориями». Автор статьи Такаси Рикитакэ добивается от Кабинета министров указания в «Синей книге», сколько южнокурильских островов кабинет Абэ считает под «японским суверенитетом» – все четыре или только два.
Автор рвётся в открытую дверь, ибо под «северными территориями», о которых говорится в издании МИД Японии, понимаются все российские южнокурильские острова, а именно Кунашир, Итуруп, Шикотан и группа мелких островов Плоские (Хабомаи по-японски). Уже после выхода 29 мая «Синей книги» в дополнении к ней все эти острова были перечислены «как японские». Известно также недавнее заявление министра иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги, который со всей определённостью разъяснил точку зрения Кабинета министров: «Мы не меняем свою позицию на протяжении нескольких последних десятилетий. Россия должна решить с нами вопрос касательно Курильского архипелага. Только после этого мирный договор будет подписан официально. Мы не готовы идти на компромиссы, если из-за них будут страдать суверенитет и территориальная целостность страны. В остальном Япония полностью открыта для переговоров».
Однако господина Такаси Рикитакэ это, похоже, не очень убеждает. Он считает, что «в послевоенный период образ мышления правительства Японии по поводу суверенитета на северных островах (Южных Курилах. – А.К.) и переговорного курса были беспорядочными». В подтверждение он приводит замалчиваемое обычно признание заведующего договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимуры, сделанное 19 октября 1951 года в парламенте: «Что касается Курил, о которых идет речь в Сан‑Францисском мирном договоре, то они включают как Северные, так и Южные Курилы». Таким образом, считает автор статьи, был официально признан отказ Японии по договору от Итурупа и Кунашира.
От себя добавим, возможно, не известный японскому журналисту факт. После подписания Сан-Францисского мирного договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что территориальные претензии к СССР следует ограничить лишь двумя островами, а именно Хабомаи и Шикотан. Это было зафиксировано, например, в совместной парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. В этой резолюции перед правительством ставилась задача добиваться возвращения оккупированных Соединёнными Штатами Окинавы, островов Огасавара и некоторых других, а также островов Хабомаи и Шикотан. Правительство Японии было согласно с мнением парламентариев. Премьер-министр Сигэру Ёсида настаивал на том, чтобы только острова Хабомаи и Шикотан не причислялись к Курильским островам, от прав на которые Япония отказывалась; в отношении же островов Итуруп и Кунашир со стороны премьера таких возражений не выдвигалось. Более того, на конференции он дал этим территориям следующее определение: «Два острова в южной части Тисима (Курильские. – А.К.), называемые Итуруп и Кунашир...»
источник