Фигура погибшего Моторолы важна с точки зрения новейшей русской культуры.
Столь яркими образами обладали единицы, а самое главное, Моторола был тем самым русским из России, который приехал воевать в Донбасс.
Гражданские войны рождают яркие образы. Так 100 лет назад появились образы Щорса, Чапаева, Махно и Котовского. Волны гражданских войн выбрасывают наверх волевых самородков, которые становятся всеобщими любимцами.
Не надо удивляться – на украинской стороне тоже есть такие образы. Образы украинских комбатов сильно потускнели после коррупционных, мародерских скандалов и раскрытых убийств. Однако они были и появляются новые.
Но с точки зрения образа каждая сторона хочет видеть своих железных и несгибаемых героев. Правда, судьба киевских и донбасских новых героев сильно разнится. Украинские сотники и комбаты получили депутатские мандаты и нашли себя в украинской политической системе.
Герои Донбасса продолжают погибать.
Мы практически ничего не знаем о реальных Мозговом, Мотороле или Дремове. Мы видим только образ, к которому относимся.
Моторола был образом русского парня, который приехал помогать своим. Свои – это русские, советские. Наши, в общем.
Простой парень из Ухты, что в Республике Коми. Приехал воевать в Донбасс. Почему?
Потому что так надо. Если ты задаешь вопрос «Почему?», значит, ты точно не «наш». Наши таких вопросов не задают.
Образ Моторолы появился в русской имперской культуре впервые в фильме «Брат».
Немногословный русский парень из провинции наводит порядок по справедливости. Герой Бодрова призывал бандеровцев «ответить за Севастополь», наказывал зарвавшихся кавказцев, ставил на место олигархов.
Неслучайно отряд, созданный Моторолой, назывался «Спартой».
Образ «спартанца» – это глубоко имперский образ. В русской культуре образ спартанца всегда поддерживали: скромный в быту и хороший воин. Суворов – спартанец.
Герой «Брата» тоже спартанец. Он умеет сделать самострел из спичек, одет в один и тот же свитер и равнодушен к бытовым условиям.
Поэтому образ Моторолы был образом брата, который приехал из России драться за наших.
Русский доброволец в Донбассе – это человек, который наплевал на постсоветские границы. Для добровольца границы проходят по сердцу, и он не разделяет жителей Курска, Оренбурга, Донецка, Владивостока и Одессы. Это все наши. А за наших надо драться.
«Брат-3» – вот как должен называться фильм о жизни и гибели командира «Спарты» Арсения Моторолы Павлова из города Ухты, что в Республике Коми.
Хуже всего сейчас жителям непокорного Донбасса и сочувствующим. Убили брата. Это очень тяжелое чувство. Непризнанные республики осиротели...
Но, как известно, культурные образы намного сильнее простых смертных. И если такой сильный образ, как «Брат-3», востребован, то человек обязательно найдется.
Семен Уралов
источник