На сегодняшнем выступлении в Петербурге Путин назвал два ключевых условия, при которых он «будет работать» с новым президентом Украины — возврат долгов за газ и прекращение АТО.
Оба условия трудновыполнимы. Возвратить одномоментно накопленные долги для Украины будет чрезвычайно сложно — 3,5 млрд плюс майские платежи, которые успеют нарасти к моменту приведения к присяге плюс предоплата за июнь. Даже в кредитами Европы и МВФ таких денег за Украине нет. Кроме того, неясно, сколько стоит АТО и какие деньги уже истрачены на нее.
Вопрос с прекращением АТО еще сложнее. Даже если будет принято политическое решение, всевозможные «Днепры», «Азовы», «Донбассы» могут объявить его предательством и продолжить свою войну — хотя, конечно, задача для ополчения существенно упростится. Зондеркоманды хороши в деле расстрела безоружных, как это произошло сегодня в Торезе, где бойфренды Ляшко из «Азова» героически ворвались в администрацию и расстреляли безоружных работников. Не менее храбро «люди в черном» перестреляли сдавшихся и раненых украинских срочников в больнице в отместку за то, что те сложили оружие. В бою каратели выглядят куда как более миролюбиво — что опять-таки сегодня продемонстрировали бравые парни «Донбасса» в Карловке.
Сможет ли Поршенко продавить оба решения в обмен на признание со стороны Москвы — очень непростой вопрос. Его нынешние оппоненты вряд ли будут заинтересованы в таком развитии событий — признавать будут не их. Главное — прекращение АТО инициирует волну репрессий уже против нынешней власти — кому-то ведь нужно ответить за Одессу, Мариуполь, за кровавую вакханалию в Киеве и на Востоке. Без этого вести переговоры с Востоком не получится — а тогда зачем прекращать АТО?
В общем, Путин перепасовывает мяч Киеву, пока не слишком рискуя.
Однако все это политика. Реальная жизнь выглядит гораздо хуже — на Востоке нарастает волна беспричинного насилия, в которой обе стороны перестают соблюдать хоть какие-то правила.
В складывающихся обстоятельствах генеральный штурм Славянска выглядит все менее вероятным — зато возрастает опасность того, что для карателей жилой сектор окончательно превратится в цель для артналетов. Каждый день ударам подвергается все больше домов.
При этом ополченцы перешли к классической партизанской тактике — рейды небольших мобильных групп по тылам противника предсказуемо приносят результат. По сообщению Стрелкова одна из таких групп, выведенных ранее за блокадное кольцо, атаковала блок-пост в Новониколаевке, уничтожив 2 БМД, подбив танк Т-64 и уничтожив 11 карателей. Таких групп выведено достаточно много, кроме того, относительно свободные отряды в Горловке, Артемовске, Красном Лимане предпринимают свои самостоятельные рейды. Одним из таких рейдов, похоже, был вчерашний налет на Волноваху, куда ополченцы съездили, как в магазин, захватив трофеи. То, что потом «магазин» дополнительно обработали «дружественным огнем» уже с другой стороны, лишь дополнило общую картину.
Можно предположить, что тактика налетов будет продолжаться и дальше — а параллельно ей начинается охота на зондеркоманды Коломойского, Таруты и Ляшко. Сегодняшняя засада в Карловке, судя по всему — лишь начало.
Как в таких условиях Порошенко будет выполнять требование Путина о прекращении АТО — неясно. Карательная операция приобрела собственную инерцию и ведется уже очень большим количеством субъектов, из которых Киеву подчиняются далеко не все.
Эль Мюрид