Двадцать три года украинская национальная идея разрушала доставшееся ей после развала Советского Союза государство. Терпение и труд всё перетрут. Так, миллионами мелких и крупных провокаций, перетёрся в труху гражданский мир на Украине.
Как только в 1991 году на Украине состоялся референдум о независимости, доброй половине населения было заявлено о несоответствии национальному стандарту гражданина. Русский язык ничем не мешал развитию украинской мовы. Ему не давался официальный статус только для того, чтобы провоцировать недовольство русскоязычных.
93% украинцев чтили День Победы 9 мая. И специально для того, чтобы их оскорбить, каждый год на праздник устраивались разнообразные мероприятия в стиле бородатого анекдота о разнице между перфомансом и инсталляцией. Сейчас вроде бы сошлись на том, что 9 мая — и не праздник вовсе, а день скорби. Который в перспективе надо перенести на 8 мая — как в Европе. А пока пусть 9 мая побудет выходным днём, но лишь потому, что до сих пор здесь доживают носители «совковой» идеологии вместе со своими бесконечными «дедывоевали».
Деда Мороза тоже выжигали калёным железом. Мы к этому как-то даже привыкли, но вообще на здоровую голову трудно даже вообразить, зачем якобы «государственническая» идеология борется с безусловно положительным сказочным персонажем. Любимым, к тому же, большинством населения страны.
Сбрасывались с постаментов памятники Ленину. И не только Ленину. Из парламента выставили КПУ. Это фракция, которая с 1991 года отличалась поразительной политической гибкостью. Коммунисты идеально подходили для того, чтобы канализировать общественный протест, однако и их тоже сейчас нужно бросить в топку конфликта — пусть горит пожарче! Тем более что объект агрессии сейчас совсем не они, зачем же растрачивать на них драгоценную ненависть?
Шаг за шагом разрушалось всё то, что могло бы примирить жителей Юго-Востока с украинским государством. То, что произошло в Одессе 2 мая, — это тоже очередная провокация, рассчитанная на ответную реакцию. Чудовищная, хорошо спланированная, отличающаяся от прежних размахом и последствиями, но всё же лишь провокация, целью которой является гражданская война. По всей стране. А не только в Донецкой и Луганской областях, которые киевская власть уже почти не контролирует.
И даже если отпадут мятежные регионы, всё равно не будет монолитной националистической державы. В оставшихся регионах тоже найдётся какой-то повод для провокаций.
Вначале пройдут президентские выборы — возможно, даже в один тур. Триумфально победит Ющенко-2. Точнее, его «любый друзь» Пётр Порошенко. На первых порах среди эталонных украинцев будет эйфория, что наконец-то избавились от пророссийской «пятой колонны» и теперь уже власть навсегда перешла к настоящим патриотам.
Эта счастливая иллюзия продлится недолго. Украинская идеология обязательно найдёт себе новых врагов. Конфликт будет развиваться в условиях всё ухудшающегося экономического положения, что гарантирует его ожесточённость. Оставшаяся Украина опять расколется, опять начнёт воевать. Перед нами стоит проблема на годы, а может, и на десятилетия вперёд.
Самое обидное, что всего этого могло не быть. Существуй целостная идеология у тех миллионов людей, которые, со своей стороны, никогда не стали бы валить памятники Шевченко, издеваться над украинским языком, рисовать карикатуры на святого Николая только потому, что он не Дед Мороз. Им бы даже в голову это не пришло.
Однако своего государственного проекта, который бы вырвал жало у националистической идеологии, у них не было. И это было большой ошибкой. Наверное, поздно что-то исправить, но надо пробовать. Уже не для всей Украины, но хоть для её осколков. В любом случае это лучше, чем чёрная дыра размером 600 на 900 километров.
Валентин Жаронкин
Обозреватель