«Соперничество родов войск»: почему пехотинцы не любили лётчиков

«Соперничество родов войск»: почему пехотинцы не любили лётчиков


Конкуренция разных родов войск на Великой Отечественной войне – тема болезненная. Казалось бы, вся ненависть должна была уйти на врага, однако в боевой обстановке часто возникали претензии и друг к другу. Особенно неприязненные отношения у пехотинцев Красной Армии сложились со «сталинскими соколами».

Соперничество родов войск

В поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» есть характерный фрагмент, посвящённый взаимным пересудам пехотинцев, танкистов и артиллеристов. Однако в отношении лётчиков представители наземных войск оказались единодушны:
Лишь в согласье все подряд
Авиацию бранят.
Проблема соперничества родов войск давно привлекала внимание военных теоретиков, а в последние годы ею занимаются и психологи. Первых интересует, как не допустить розни между бойцами, вторые же пытаются понять, почему такая вражда возникает и как она проявляется.
В основе соперничества – зависть, связанная с привилегированным положением одних воинов перед другими. Исторически многочисленная пехота, состоявшая из простолюдинов, завидовала «аристократической» кавалерии. В начале XX века такое отношение распространилось на вновь появившиеся роды войск, в частности, авиацию. В годы Первой мировой войны среди военных лётчиков действительно преобладали отпрыски самых знатных семейств Европы. Но кроме социальных причин неприязни были и другие.
«С земли, из окопов казалось, что война в воздухе совершенно иная, чем внизу, свободная от крови и грязи. Не случайно в те годы лётчиков называли «рыцари неба», - пишет исследователь Елена Сенявская.
Она также добавляет, что в обществе существовало романтическое отношение к профессии авиатора, связанное с её необычностью и даже «фантастичностью» по тем временам.

Обиды советских пехотинцев

В начале Великой Отечественной войны, когда немцы обладали превосходством в воздухе, и на головы пехоте беспрерывно сыпались бомбы, в лётчиках видели настоящих спасителей, способных дать отпор «фашистским стервятникам».
Но со временем бесконечное прославление советской пропагандой авиации стало «солью на раны» рядового пехотинца. Сухопутный солдат чувствовал, что у лётчика было намного больше шансов выжить, чем у него самого. Прошедший всю войну писатель Василь Быков рассказывал, что в стрелковом полку средний пехотинец успевал прослужить всего несколько месяцев – затем он либо погибал, либо попадал в госпиталь. Среди авиаторов тех, кто воевал от начала до конца, было куда больше. Даже беглое сравнение количества мемуаров, опубликованных лётчиками и пехотинцами, показывает четырёхкратный перевес в пользу первых.
Порой пехотинцы винили авиацию в том, что из-за их манёвров они подвергаются массированным немецким атакам.

«Нашли куда сесть! Сейчас из-за вас фрицы устроят нам такую баню – кутёнком взвоешь. Лучшего места не нашли!», - приводит фразу встретивших его на земле советских солдат лётчик Муса Гареев, самолёт которого под Сталинградом был сбит вражеским истребителем. Впрочем, до расправ в подобных случаях не доходило.
Также пехота остро ощущала неравенство возможностей для ведения боя и, как следствие, получения наград. У наземных войск был куда более ограниченный в буквальном смысле «радиус обзора». Пехотинцы ничего не видели, кроме окопов, в то время как лётчик обозревал весь участок фронта, и от его личных решений зависело куда больше. Об этом свидетельствует и статистика присуждения звания Героя Советского Союза, особенно в начальный период войны. Из 625 награждённых с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года 286 человек (45%) служили в ВВС, и только 241 боец (38%) представлял сухопутные войска. При этом последние в количественном отношении всегда преобладали над другими родами войск.

С 1942 по 1945 годы явного доминирования авиации среди тех, кто получил звезду Героя, уже не было, однако существенная диспропорция между численностью личного состава и количеством награждённых сохранялась. Отметим, что трижды Героями Советского Союз наряду с маршалом Будённым были именно советские асы-истребители – Иван Кожедуб и Александр Покрышкин. А среди дважды Героев – 68 лётчиков и лишь 7 пехотинцев.

Тимур Сагдиев
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин