Die Welt (Германия): свой талант он использовал не по назначению

Категория: В мире / Политика / Инопресса

Автор: Frezy Grant от 24-12-2018, 10:07
737 0
Die Welt (Германия): свой талант он использовал не по назначению


В Германии набирает силу скандал, связанный с деятельностью журналиста Клааса Релотиуса, который публиковал в «Шпигеле», как выяснилось, выдуманные им самим репортажи. Его дело подрывает доверие к западной журналистике. И в этой истории — одни проигравшие, говорится в статье.

Кристиан Майер (Christian Meier)
С журналом «Шпигель» (Der Spiegel) произошло самое страшное из того, что может произойти с изданием, придерживающимся общепринятых журналистских принципов. Молодой репортер Клаас Релотиус (Claas Relotius, ему всего 33 года) сфальсифицировал значительную часть написанных им репортажей. Об этом в среду сообщили представители этого еженедельного общественно-политического журнала.

Релотиус «умышленно, методично и с преступной энергией» занимался обманом, подчеркивается в одной из четырех статей, который журнал Spiegel посвятил истории, в которую он сам оказался вовлеченным.

Дело Релотиуса является в отрицательном смысле показательным, хотя слово «поразительный», возможно, было бы более подходящим. Этот молодой репортер, которого коллеги считали скромным, сдержанным и вежливым человеком, не был простым молодым сотрудником редакции. Этот молодой человек считался, скорее, чем-то вроде звезды. Он был «кумиром своего поколения», как его назвал Ульрих Фихтнер (Ullrich Fichtner) из центральной редакции этого общественно-политического журнала. Репортажи Релотиуса почти всегда были сенсационными, великолепно построенными и написанными — и он получал за них журналистские премии одну за другой.

Сообщения с фронта

Однако, как теперь выясняется, все эти премии были незаслуженными. В своем репортаже «Граница Йегера» (Jaegers Grenze) Релотиус рассказал о том, как вооруженные отряды местной самообороны штата Аризона охраняют границу Соединенных Штатов с Мексикой. Однако сам репортер ни разу там не был. Один из его коллег, принимавший участие в написании этой статьи, обратил внимание на некоторые несовпадения в его описаниях. Когда он выразил сомнение по поводу достоверности некоторых фактов, ему сначала не поверили, однако он на свой страх и риск начал проверку проведенных Релотиусом «расследований». Эта статья стала «тем самым сфальсифицированным текстом», который оказался роковым для его автора.

Но и в своих предыдущих репортажах Релотиус, судя по всему, просто придумывал многочисленных людей, события и детали. Задним числом все эти отмеченные наградами статьи кажутся «слишком прекрасными, чтобы быть правдивыми», предельно самокритично признают теперь сотрудники редакция журнала Spiegel.

А не выдумал ли он того заключенного в тюрьме Гуантанамо, того самого несправедливо арестованного йеменца, который больше не хочет посещать мероприятия, похожие на промывание мозгов? Находился ли он в подземной швейной мастерской вместе с девочкой-сиротой из Алеппо, которая в Турции вынуждена была работать как рабыня? Возможно, да, а, может быть, и нет.

Внутренняя проверка обнаружила несоответствия

Врач из статьи под названием «Львята» (Löwenjungen), в которой рассказывается о двух молодых террористах-смертниках, как выяснили сами сотрудники редакции журнала Spiegel, вообще никогда не существовал. Многие события, изложенные в статье «В небольшом городке» (In einer kleinen Stadt), в которой речь идет о населенном пункте в штате Миннесота, после проверки были признаны не соответствующими действительности. Выдуманным оказался и телефонный звонок родителям звезды американского футбола Колина Кэперника (Colin Kaepernick). Не существовало и той женщины, которая в статье «Последняя свидетельница» (Die letzte Zeugin) идет на казнь.

Всего Релотиус как автор или соавтор опубликовал в журнале Spiegel 55 текстов. Кроме того, в 2010, 2011, 2012 и 2014 годах этот молодой человек, будучи внештатным сотрудником, публиковал свои статьи в газетах «Ди вельт» (Die Welt) и «Вельт ам сонтаг» (Welt am Sonntag). Мы предусмотрительно удалили их с нашего сайта и теперь будем их проверять.

Организаторы «Премии немецкой журналистики», по их собственным словам, «поражены и возмущены». Они только что присудили этому журналисту еще одну награду за «лучший репортаж». Речь в нем идет об одном молодом человеке, который ведет борьбу в Сирии против вооруженных сил Асада.

«В течение нескольких лет Клаас Релотиус вместе с сирийскими сотрудниками следил за его судьбой и брал у него интервью с помощью мобильного телефона. А затем написал текст, который отличался беспримерной легкостью, насыщенностью и значением, однако нечасто можно было понять, на каких источниках он основывается», — так члены жюри обосновали свое решение.

В сложившейся ситуации нужно изучить вопрос о том, не следует ли лишить Релотиуса всех четырех присужденных ему премий, сообщили члены жюри. Однако приведенное обоснование, судя по всему, свидетельствует о том, что журналистика в целом пострадала от этого человека, придумавшего свои истории.
Что касается самого журнала Spiegel, то для него это «самый глубокий кризис за все 70 лет своего существования», — подчеркивает Фихтнер в своем обстоятельном и безжалостном исследовании этого скандала с фальсификациями. Его расследование безжалостно прежде всего по отношению к Релотиусу, который находился на самой вершине своей профессии, а теперь низвергнут в глубокую пропасть.

В прошлый четверг его коллеги признали наличие фальсификаций в его репортажах. По его собственному признанию, побудительным мотивом для него был «страх провала». «Я болен, и мне теперь нужна помощь», — добавил он.

Этот случай напоминает разразившийся более 15 лет назад скандал с фальсификациями в газете «Нью-Йорк таймс» (The New York Times), связанный с именем журналиста Джейсона Блэра (Jayson Blair). А также Стивена Гласса (Stephen Glass), репортера американского журнала «Нью репаблик» (The New Republic), который был разоблачен в середине 1990-х годов как фальсификатор.

Для журнала Spiegel дело о фальсификации оказалось шоком. Проведенное Ульрихом Фихтнером расследование безжалостно и по отношению к собственной редакции. Возникает вопрос: Каким образом этому журналисту удавалось публиковать свои выдуманные репортажи? В редакции журнала Spiegel есть отдел документации, где проверяется содержание всех статей. Отдел документации представляет собой своего рода хребет этого общественно-политического журнала. Однако дело Релотиуса показывает, где кончается проверка фактов, и с какого момента редакция уже должна полагаться на своего репортера и доверять ему.

Вопрос доверия

Сообщение о том, что в каком-то захудалом городке в Америке на самом деле действуют три церкви, еще можно проверить. Однако об этом факте автор статьи может сам прочитать в «Википедии», а также посмотреть соответствующие фотографии в социальных сетях. И для этого вообще не нужно посещать этот город. Что касается конкретной беседы с конкретными людьми, то это проверяется с помощью сделанной аудиозаписи. Здесь и начинается доверие.

Однако после скандала такого масштаба каждая редакция должна задать себе вопрос, насколько ей нужны подобные сенсационные репортажи, в которых все кажется достоверным. Поскольку в них содержатся ответы на вопросы, они заполняют пустые места, и кратко объясняют современный мир. И за это их авторы получают премии. Можно сформулировать ту же самую мысль по-другому: не стало ли желание получить репортаж, написанный как высокохудожественный короткий рассказ, первопричиной дела Релотиуса?

В этой истории одни проигравшие. Доверие к журналу Spiegel подорвано теперь даже в том случае, если все остальные опубликованные там статьи на сто процентов правдивы. Пострадало также и доверие к журналистам. Не говоря уже о судьбе человека, который владел словом, как почти никто другой среди представителей его поколения. Свой талант он использовал не по назначению.



источник
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Реклама

Загрузка...

Новости партнеров