ExxonMobil не выходила из проекта строительства завода сжиженного природного газа на Сахалине «Дальневосточный СПГ». «Я пока об этом не слышала», — ответила вице-президент «Роснефти» Влада Русакова на просьбу прокомментировать информацию СМИ о якобы объявленном выходе американской компании из проекта.
Трудно представить, что какая-нибудь из западных нефтегазовых компаний уйдет из России, бросив все свои деньги, вложенные в различные проекты.
В строительстве завода участвуют акционеры «Сахалин-1»: у ExxonMobil 30 процентов, столько же — у японской Sodeco, по 20 процентов — у «Роснефти» и индийской ONGC. Сам проект оценивается в восемь млрд долларов. Ввод в эксплуатацию завода — 2018—2019 гг., начало поставок СПГ — в 2020 году. Ресурсно-сырьевая база — примерно полтриллиона кубометров газа с месторождений Северно-Венинское и Северное Чайво на шельфе Сахалина.
Сколько уже вложено, сказать трудно. Но явно немало: построены буровые установки «Ястреб» (высота 50 метров) и «Орлан» (высота 52 метра), пробурены две 12-километровые скважины. «Самый длинный в Сахалинской области мост, соединивший буровую площадку «Ястреб» с береговым комплексом подготовки продукции, построен в рамках проекта «Сахалин-1» на берегу залива Чайво. Его протяженность — 830 метров. По всей длине моста одновременно могло бы уместиться 138 «КамАЗов». Мост такой протяженности мог бы соединить площадь Ленина и проспект Мира в Южно-Сахалинске», — гордо сообщает ExxonMobil Russia на своем веб-сайте, демонстрируя неплохое знание областного центра. Что неудивительно — в Южно-Сахалинске ExxonMobil давно обжился и даже построил для своей дочки ExxonMobil Neftegaz Ltd огромный офис.
Сравнительно недалеко работает уже построенный завод СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Его собственники — «Газпром» (50 процентов плюс одна акция), Royal Dutch Shell (25 процентов минус одна акция), Mitsui (25 процентов), Mitsubishi (20 процентов). Общие запасы месторождения — 150 млн тонн нефти и полтриллиона кубометров газа. Предприятие дает стабильную прибыль, все участники довольны.
На севере строится еще один завод — Ямал СПГ. Участники проекта — российский «Новатэк» (60 процентов), французская Total (20 процентов) и китайский CNPC (20 процентов). Помимо предприятия им предстоит соорудить аэропорт и морской порт — прокопать в дне каналы, установить причальные стенки. Все это, замечу, происходит на нашем Крайнем Севере. Однако инвесторы не жалуются: первые 250 млрд кубометров газа, которые здесь будут добыты, достанутся им без налогов и быстро отобьют все инвестиции. А всего на сегодняшний день подтвержденных запасов здесь — 1300 млрд, и все знают, что это только начало освоения Ямала.
Фактически, за эту сверхсложную, но при этом сверхвыгодную работу мы расплачиваемся газом, который самим добыть весьма проблематично. На выходе получаем завод с весьма приличной инфраструктурой.
Возникает очень странная ситуация: санкции объявляются России, а убытки, если санкции будут введены, получат западные нефтегазовые компании. Поскольку Total, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Mitsui, Mitsubishi, по идее, нужно сворачиваться и ехать домой. Но французам, как и американцам или японцам, явно не хочется бросать начатое дело, в которое уже вложены миллиарды долларов. Ибо санкции не подразумевают возврата вложенных средств.
Но даже если представить, что западные страны вдруг разыскали эти десятки миллиардов, то мы все равно не в накладе: нам остаются буровые вышки, многоэтажные офисы, глубокие скважины, трубопроводы, а также готовые к реализации проекты или заводы. И найти инвесторов, которых все это заинтересует, не составляет никакого труда.
Странные санкции нам объявляют США и их сателлиты — выгодные очень. Чую подвох.
Офис ExxonMobil NeftegazLtd в Южно-Сахалинске. Кто ж отдаст задаром такую красоту?

источник