Что будет с топливным рынком после марта 2019 года



При наличии политической воли число злоупотреблений в бензиновом бизнесе может быть сокращено в десятки раз.


Вице-премьер России Дмитрий Козак в понедельник доложил президенту страны Владимиру Путину о стабилизации на рынке топлива: «Цены заморожены, и они будут такими сохраняться с учетом инфляции, изменений налогового законодательства до конца марта». Таким образом, согласованное между правительством, антимонопольной службой, нефтяными компаниями и независимыми НПЗ соглашение не просто вступило в силу, но и, по словам Козака, принесло результаты.

Вице-премьер предупредил нефтяников, что при нарушении договоренностей хотя бы одной стороной будут введены заградительные экспортные пошлины на топливо для всех, без поиска правых и виноватых.

Но действительно ли это эффективная мера и даст ли она нужный результат?

Ручная работа

Андрей Полищук, аналитик нефтяного рынка в Raiffeisenbank полагает, что, несмотря на оптимизм вице-премьера, механизм «ручного управления» является скорее паллиативной мерой, нежели реальным решением проблемы:

<Этот механизм> не может функционировать на 100%, потому что далеко не все участники рынка в нем участвуют. Есть мелкие компании, есть трейдеры, которые занимаются перепродажей, то есть зарабатывают именно на разнице в цене, так что далеко не весь рынок можно с помощью этой договоренности охватить.

Полищук полагает, что применение подобных методов работает против инвестиционной привлекательности страны. Приходящие в Россию бизнесмены видят, что в случае изменения ценовой ситуации возможно прямое вмешательство правительства, и задаются вопросом, а стоит ли вообще инвестировать в нефтепереработку и ее расширение.

Нет ничего страшного в рыночном определении цен на АЗС, убежден Полищук. Правительство при этом может субсидировать потребителей как напрямую – например, компенсируя сельхозпроизводителям какую-то часть расходов, – так и через снижение налоговой и акцизной составляющей на нефть и нефтепродукты.

То есть возвращение к рыночному принципу при постепенном снижении акцизов могло бы стать лучшим выходом из ситуации, не ухудшающим инвестиционную привлекательность страны.

Забывчивое государство

Независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК Дмитрий Лютягин согласен с тем, что топливное соглашение – это антирыночная, к тому же временная мера.

Топливное соглашение - это временная мера, она не является рыночной. А все, что не является мерой рыночной, в любом случае рано или поздно завершает свое действие,- отметил Лютягин.

Он предупреждает, что если по окончании действия соглашения не будет предложено какого-то постоянного механизма влияния на цену на топливо или изменения в налоговом законодательстве (возможно, корректировки налогового маневра), то на АЗС должен произойти одномоментный рост цен на бензин. А это, в свою очередь, приведет к социальному недовольству и новому соглашению.

Если государство не хочет повышать цены на топливо, то следует осознать, что основным источником их роста, помимо рыночных факторов, является увеличение акцизов в рамках налогового маневра. Государству надо понять и признать, что нельзя одновременно повысить налоги и остаться с прежней ценой на топливо,- добавил эксперт.

Порочный круг

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин прямо утверждает: «Сейчас работа на внутренний рынок стала для компаний нерентабельной». Он не верит, что государство сдержит свое обещание каким-то образом компенсировать нефтяникам потери от заморозки цен.

Прецедент известен: когда-то правительство, повышая НДПИ, уже обещало убрать экспортную пошлину. Налог повысили, а про пошлину «забыли».

Цены все равно будут расти, утверждает Крутихин, ведь на 2019 год намечены сразу два повышения акциза на топливо – с 1 января и с 1 июля. А компенсация в виде некоего демпфирующего акциза (возврата части средств для компенсации убытков) пока что существует только в теории, продуманного ее механизма никто не видел.

Долго это продолжаться не может: после окончания действия соглашения бензин либо исчезнет с бензоколонок, либо подорожает, чтобы отыграть все растущие убытки нефтяных компаний. «Глупая жадность правительства» приведет к тому, что население выйдет на улицы, тем более что сейчас эта тактика уже сработала – власти отказались от второго повышения акциза в 2018 году.

Бензин по 200?

Рустам Танкаев, генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал», вспоминает Екклесиаста, утверждавшего, что нет ничего нового под солнцем: «Каждый раз, когда в России происходит экономический кризис, за ним следует кризис на рынке бензина. На пике экономического кризиса правительство ограничивает цены на бензин для того, чтобы смягчить последствия кризиса, а затем «забывает» вернуться к рыночным ценам. В результате производство и продажа бензина становятся убыточными, появляется дефицит, и в некоторых регионах России цены на бензин за день подскакивают в 2–2,5 раза», - отметил он.

По словам эксперта, со времени распада СССР сейчас четвертый такой кризис, «и в четвертый раз правительство твердой стопой наступает на те же грабли».

Господина Танкаева особенно сильно раздражает сложившаяся ситуация: он сравнивает подписание соглашения 31 октября с попыткой отменить закон всемирного тяготения. Административное регулирование цен и прямое распределение поставок – это не что иное, как социализм с хорошо знакомыми людям старшего поколения особенностями – дефицитом всего, чего только можно, в официальной продаже, и черным рынком с его запредельными ценами.

«Я хорошо помню, как вставал в очередь в 6 утра, чтобы к 12 дня купить канистру бензина по официальной цене. При этом в кустах 12-летние мальчишки, неподсудные по статье о спекуляции, без очереди продавали бензин в пять раз дороже», – пускается в неромантические воспоминания эксперт. А потом переносится из прошлого в будущее.

Атака на нефтяной рынок, по его мнению, приведет к следующим последствиям:

• Сначала нефтяники начнут нести убытки, что приведет к снижению дивидендов (чувствительно для бюджета из-за заметной доли государственного участия в отрасли) и налогооблагаемой базы.

• Бессмысленной станет биржевая торговля топливом.

• Собственники перестанут вкладывать средства в реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов, что приведет к снижению качества бензина и сокращению его производства.

• Дефицит на легальном рынке приведет к возникновению рынка «черного» – с ценами порядка 200-250 рублей за литр, полагает эксперт.

• Независимые АЗС разорятся, и банально заправиться на трассе станет настоящей проблемой.

«Дальнейшие последствия предсказуемы», - подытоживает Танкаев.

Между контрафактом и суррогатом

Вообще, ситуация с независимыми АЗС заслуживает особого разговора. Специалисты РСПП уверяют, что общий объем контрафактного (прошедшего мимо налогового учета) и суррогатного (не соответствующего нормам) бензина и дизельного топлива в российской рознице достигает 60%. Это, пожалуй, перебор, но известно, что суррогат выявляется более чем на 10% АЗС, а чиновники Минэнерго в беседах «без диктофона» говорят о примерно 30% контрафакта, который практически весь и является суррогатом.
Подавляющее большинство объемов этих жидкостей продается на независимых АЗС, работающих с частными нефтеперерабатывающими заводами – крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) такими вещами не занимаются. Естественно, что при уклонении от налогов и акцизов (более 60% цены топлива) такой бизнес становится сверхприбыльным. А отсутствие контроля всей цепочки от добычи нефти до автозаправки позволяет осуществлять самые разные махинации.

В некоторых добывающих регионах не учитывается до 20% добытой нефти, и с этих «излишков» не платятся никакие налоги. Тут много различных схем, большинство которых основано на искажении отчетности и внебанковских расчетах между участниками топливной цепочки. В ряде республик РФ контроль зачастую поручен непосредственно лицам, имеющим прямую выгоду от незаконного оборота. В доле находятся реальные хозяева той или иной территории: родовые кланы, члены которых работают и в налоговой, и в полиции, и в других надзорных органах.

Дальнейшие «слабые места» – нефтепереработка, особенно мини-НПЗ, потом нефтебазы и собственно сети АЗС. Производство неучтенной продукции, искусственное изменение характеристик топлива, добавление авиакеросина и так далее. В итоге вместо топлива «Евро-5» можно приобрести «Евро-3», а вместо дизеля – судовое топливо.

Разумеется, все это позволяет АЗС, нарушающим правила, продавать топливо дешевле, чем у автозаправок ВИНК. В итоге последние недополучают прибыль, государство недополучает налоги, а автолюбители «убивают» свои машины.

Решить эту проблему может только создание надежной системы контроля объемов добычи нефти и последующего ее продвижения по путям переработки – «нефтяная ЕГАИС». Также можно использовать уже доказавшую свою эффективность систему контроля и возврата НДС.

При наличии политической воли число злоупотреблений в бензиновом бизнесе может быть сокращено в десятки раз. Недобросовестные игроки уйдут с рынка (кто-то, вероятно, и под суд), а остальные смогут получать свою законную прибыль и платить налоги. Подсчитано, что пресечение неуплаты налогов только с 30% продаваемого топлива уже даст бюджету 600 миллиардов рублей в год – столько же, сколько планируется получить от роста НДС, но без всяких негативных социальных последствий. Если же говорить об исключении нарушений в обороте нефти и нефтепродуктов, то бюджет в результате может получить несколько триллионов рублей.

* * *

Цены на бензин в России существенно ниже, чем во всех развитых странах, и они должны оставаться таковыми и в будущем. Однако основная проблема в ценообразовании на отечественном рынке сейчас кроется в стремлении правительства взять максимальные деньги с добросовестно работающих компаний и нежелании (скорее всего, из-за банальной лени) нанести удар по «черному рынку».


источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Россия передала всего лишь два бешенных ракетных комплекса, а Израиль и США уже теряют сознание
Российские истребители внезапно вторглись на территорию НАТО. Пощечина получилась увесистой
Зеленский среди лидеров НАТО был как отверженный вшивый! Неожиданное фиаско Зеленского на саммите НАТО
Куда зарыли иностранных наёмников на Украине. Почему Белоусов приказал иностранных наёмников в плен не брать
Нож в спину! Беспилотники ВСУ атакуют Россию из Казахстана. Почему Токаев дал коридор Зеленскому
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин