Состоявшийся в начале июня в столице Казахстана Астане очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стал очевидным доказательством огромного интереса ключевых региональных геополитических игроков к этому формату. Главным событием форума стал приём в ШОС двух ядерных держав, имеющих давние противоречия, — Индии и Пакистана. Это означает, что созданная по инициативе России и Китая организация приобретает новый, глобальный смысл. Правда, и задачи теперь перед ней встают более серьезные.
Вдумайтесь только, - если в 2015 году считалось, что в странах ШОС проживает половина населения нашей Земли, то вместе с добавившимися полутора миллиардами организация стала объединением большей части человечества! Этот колосс, обладающий в перспективе практически неограниченными военно-политическими возможностями, является самым большим на планете рынком и контролирует большую часть природных ресурсов, включая полезные ископаемые и запасы пресной воды.
Однако, как полагают специалисты, еще рано предаваться фантазиям о прекрасном будущем объединения, ведь те же разногласия между Индией и Китаем ещё только предстоит разрешить, используя механизмы ШОС. И эта площадка чрезвычайно важна, ведь прямые двусторонние контакты между крупнейшими азиатскими державами осложнены борьбой за гегемонию в регионе. Индийцев, как утверждают эксперты, не устраивает экономическое и оборонное сотрудничество Китая с Пакистаном и Бангладеш, проникновение КНР в Непал, Бутан и на Шри-Ланку, которые традиционно считались частью сферы влияния Дели. Пекин, в свою очередь, не доволен тем, что Индия поддерживает противников Китая в споре вокруг Южно-Китайского моря. Но эксперты, случается, за деревьями леса не видят. Ведь само согласие китайской стороны на включение Индии в ШОС означает, помимо прочего, что КНР не воспринимает сейчас Индию как угрозу. Территориальные споры с ней не имеют особого значения для безопасности в восприятии Пекина. К тому же у Индии и Китая есть огромный потенциал для сотрудничества в области безопасности и в борьбе с международным терроризмом.
Кстати, хотя организация и не является антитеррористической коалицией, изначально продекларированная задача борьбы с терроризмом, судя по прошедшему саммиту, становится приоритетом. Не случайно, что российский лидер Владимир Путин посвятил свое выступление главным образом именно этой теме. О необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом говорил и премьер-министр Индии Нарендра Моди, и присутствовавший на саммите в качестве гостя генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, и президент Афганистана Ашраф Гани.
Учитывая, что борьба с терроризмом предполагает не только тесное военное взаимодействие, но и не менее тесное сотрудничество в финансово-экономической сфере, можно прогнозировать дальнейшее укрепление связей между членами ШОС, что является залогом успешного развития этого европейско-азиатского альянса.