Европейские фермеры подсчитали убытки от ответных санкций России. Сумма впечатляет - 12 млрд. евро. При этом максимум, что могут компенсировать своим аграриям еврочиновники, - это 400 млн. евро. Такое решение приняли в Брюсселе. И пояснили, что фермеры должны искать другие рынки сбыта.
Для нас же интересен другой поворот. Евросоюз собирается провести переговоры с Бразилией, Чили и другими странами Латинской Америки, чтобы отговорить их от поставок в Россию продовольствия. Напомним, в этих странах выказали горячую готовность заместить европейский импорт. В ЕС считают, что эти страны погнались за «нечестным» заработком. Мол, цинично получать прибыль, пользуясь проблемами других. Конечно, это сугубо политическая формулировка, и на деле переговоры будут вестись в прагматичном ключе. Скорее всего, Латинской Америке просто напомнят ее место в мире.
Но тут не все так просто. С одной стороны, все страны Латинской Америки отличаются крайне закрытыми экономиками, что сужает возможность давления на них. С другой стороны, именно из-за этой закрытости все это - бедные страны. Этот парадокс недавно проанализировал экономист Джим Пауэлл в статье «Торговые барьеры и протекционизм». Достаточно вспомнить, что в той же Бразилии полно нищих и голодных, а жители Аргентины с недавних пор не могут купить собственной мраморной говядины, потому что правительство прекратило ее субсидирование для бедняков. Бедное население - уже фактор, облегчающий давление. Примеры государств, которые вывезли все продовольствие, прельстившись выгодами экспорта, и забыли о своем народе, есть. Собственно, один пример - Украина в начале нулевых годов. От дефицита хлеба ее тогда спасла Россия. Остальные страны, имея бедное население, все же боятся увлечься экспортом так, чтобы получить голодные бунты.
Есть и более серьезные факторы. Сельское хозяйство стран Латинской Америки зависит от развитых стран. АПК Бразилии был построен американскими инвесторами и по американским технологиям, отсюда - зависимость от импортных «расходных материалов» вроде семян, племенных животных и так далее. Вообще все страны третьего мира не могут похвастаться хорошей генетической наукой, а без нее невозможно промышленное производство в сельском хозяйстве. Та же проблема есть и у России. Во-вторых, та же Бразилия делает немало денег, поставляя за рубеж биотопливо. Но биотопливо поставляют тем, кто заботится об экологии, а это США и страны ЕС.
В общем, Латинская Америка, безусловно, заинтересована в таком огромном рынке, как Россия. И вряд ли у европейцев получится отговорить Бразилию, Аргентину и Чили от поставок мяса и молочной продукции в нашу страну. Тем более когда есть такая прекрасная возможность занять новую нишу. Но у Латинской Америки есть и другие интересы. Поэтому на переговорах с Евросоюзом может получиться крайне занятный разговор.
