
Несмотря на то, что Нидерланды настаивают на изменениях текста соглашения об ассоциации Украины с ЕС, украинские власти не намерены ничего менять. Об этом, в частности, заявил глава МИД Украины Павел Климкин. Хотя в этом тексте не все для Киева радужно, прежде всего, в экономическом отношении. Почему Украина уперлась рогом, и что в итоге останется делать Нидерландам? Разбиралось Федеральное агентство новостей.
Накануне премьер-министр страны тюльпанов Марк Рютте предложил предоставить юридически обязывающие гарантии для ратификации соглашения, а также внести ряд изменений в текст, назвав их «интерпретационными заявлениями». Этими правками Рютте собирался решить все споры в стране, которые привели к референдуму и, в конечном счете, победе противников соглашения Украины и ЕС (61%). В противном случае в Амстердаме пригрозили, что не будут подписывать документ. Нидерланды остаются единственным государством, которое пока не ратифицировало соглашение.
Климкин наседал на то, что внести изменения в текст невозможно без согласия всех остальных членов ЕС, а это долгая и кропотливая работа. Где-то даже обидная, учитывая, что «Украина тоже прошла за последние годы большой путь». И стоит ли тут вообще врываться в европейское информационное пространство с таким предложением?
«Нидерланды оказались в сложной ситуации, потому что, в первую очередь, в Германии хотят, чтобы соглашение вступило в силу. И Амстердам со своим референдумом оказался весьма некстати. В этом плане давление на Рютте оказывается сильное. Поэтому единственный способ обойти результаты референдума — внести серьезные правки в текст соглашения с Ассоциацией, чтобы подписывать уже по сути новый документ, по поводу которого население уже не голосовало», — комментирует ведущий научный сотрудник Российского института стратегического исследования Олег Неменский.
И сейчас в Амстердаме пытаются лавировать между результатами референдума и желанием угодить Брюсселю, выработать единую и солидарную с другими странами ЕС позицию.

«При этом удивляет позиция Украины, которая не хочет пересматривать текст соглашения, который крайне невыгоден самому Киеву. Украинские политики могли бы сейчас уцепиться за возможность и потребовать внести ряд изменений. Та же экономическая составляющая крайне невыгодна для Киева, квоты слишком маленькие. Но Украина требует подписания в том виде, который есть. Значит, она говорит не своим голосом, Берлин на нее тоже сильно давит. Она вынуждена проговаривать позицию Германии», — считает эксперт ФАН.
Некоторые эксперты также высказывали мнение о том, что Рютте не против ассоциации, но считает, что соглашение не должно перекрывать Киеву возможности сотрудничества с Россией. Посыл в том, что Киев не сможет решить все свои многочисленные проблемы в Евросоюзе, ему нужно и разностороннее общение с другими странами. И, возможно, голландцы хотели бы прописать этот тезис в тексте соглашения.
«Украине выгодно получить несколько сотен тысяч евро от Германии, чем обеспечить Украине лучшие позиции в экономических и политических отношениях в будущем. Ради сиюминутной выгоды приносятся в жертву стратегические цели государства. Нынешнее его руководство просто не привыкло мыслить стратегически и живет в масштабах одного-двух месяцев. Это все было бы шансом на улучшение ситуации и для Украины, и для России, и для ЕС. Но у Германии свои задачи, и, вероятно, Меркель продавит свою позицию», — добавляет Неменский.
Дмитрия Пятов
источник