Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который преподносил себя перед Западом как реформатор и неолиберал, сегодня вдохновился «неооттоманскими фантазиями», испортил отношения со всеми соседями и жестко давит на оппозицию, пишет Independent. Издание уверено, что турецкий лидер хочет лишь одного – абсолютной власти, и ради этого он готов уничтожить процветающую страну, которую создали его предшественники.
До 2002 года, когда Партия справедливости и развития действующего турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана пришла к власти, у Турции все складывалось хорошо, пишет Independent. Страна прилежно следовала заветам одного из самых знаменитых своих политических деятелей Кемаля Ататюрка: «Мир дома, мир за его пределами». И даже несмотря на пару-тройку переворотов, Турция была «уважаемым членом НАТО» и готовилась, хоть и в достаточно отдаленной перспективе, вступить в ЕС.
Однако с появлением Партии справедливости и развития все изменилось. На своем пути к власти Эрдоган представлял себя как светского реформиста, неолиберала в западном духе. Европа была в восторге, в 2012 году министры иностранных дел стран ЕС назвали Турцию «вдохновляющим примером светской и демократической страны». На это лидер одной из оппозиционных партий Фарук Логоглу возразил, что Европа очень размыто воспринимает внутриполитическую ситуацию в стране и попросту игнорирует авторитарные подвижки правящей партии в сторону исламизации и ее попытки искоренить турецкую демократию.
Министр иностранных дел, а ныне премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу поспешил заменить лозунги Ататюрка о мире во всем мире на «никаких проблем с соседями». В то же время очень быстро у турецких политических лидеров стали возрождаться «неооттоманские фантазии».
Таким образом, на сегодня Турция оказалась «на ножах» со всеми своими соседями, в первую очередь с Сирией. К тому же Анкара умудрилась испортить отношения с Россией, сбив ее военный самолет. Ну а у себя дома Эрдоган спровоцировал гражданскую войну, способную уничтожить Турцию, которую создали Ататюрк и его последователи.
Президент Эрдоган, который стал первым турецким лидером, признавшим существование курдского вопроса и пытавшимся мирно урегулировать конфликт, увидел в курдах потенциальных политических оппонентов и начал очень жестко на них давить. По стране пронеслась целая волна терактов против курдских активистов, к организации которых, как предполагается, причастны и власти. Эрдоган все отрицал, перекладывая вину на «Исламское государство»*, сирийцев и многих других.
Дело приняло еще более серьезный оборот, когда молодежное крыло Курдской рабочей партии объявило об автономии в ряде городов, где стали активно рыть окопы и строить баррикады. Реакцию правительства, обернувшуюся большим количеством беженцев и жертв среди мирного населения в осажденных городах, международная организация Human Rights Watch назвала «жестоким и несоразмерным применением силы».
Впрочем, для Эрдогана это «игра с нулевой суммой» – пока курдские боевики не будут уничтожены окончательно. Во время ноябрьских выборов турецкий президент призвал свой народ объединиться в борьбе с террором, и его партия снова заполучила все места в правительстве. Как выразился турецкий журналист Кадри Гюрсель, здесь Эрдоган выступил в роли «организатора исключительной тактической победы, достигнутой с хитростью Макиавелли», отмечает издание.
Тем не менее, по мнению Independent, больше всего от происходящего страдает турецкий народ, который не слышит критики, заглушенной действующими властями. На новых выборах у партии Эрдогана вполне есть шанс получить 330 мест в парламенте из 550 – достаточных, чтобы изменить Конституцию и предоставить президенту «абсолютную власть, к которой он так стремился».
источник