Армения — небольшое государство в Закавказье, объективная роль которого не выходит за пределы региона. Армения не такая уж маленькая по площади страна (примерно как Крым или Бельгия), но 35 процентов занимают горы и население — всего три миллиона человек. Армения не обладает обширными природными ресурсами, а значительная часть экономики — сельское хозяйство. И, самое главное, Армения находится в окружении с запада и востока недружественных Турции и Азербайджана. На севере Армению с Россией связывает территория Грузии, которая тоже скорее недружественная, чем нейтральная. На юге Армения граничит с Ираном, отношения с которым простыми не назовёшь. Короче говоря, Армения находится в полублокаде.
Однако армяне — древний этнос, сформировавшийся на торговых путях из Рима в Персию, из Европы в Индию и Китай, со сложной историей, своим оригинальным языком, характерной развитой культурой и специфическим психологическим складом.
Территория исторической Армении тысячи лет была яблоком раздора между сменявшими друг друга на Армянском нагорье империями. А древняя Великая Армения, достигшая своего расцвета при Тигране II (95–55 годы до нашей эры), всегда была призрачным ориентиром государственности для разбросанной армянской интеллигенции и политических мечтателей.
Лишь треть армян живёт в Армении, большинство составляют диаспоры в России, Франции, США. Армянство, или спюрк (так называют в Армении диаспоры), с одной стороны, является сильным политическим фактором для самого государства Армения, с другой стороны, за счёт лоббизма и влияния преувеличивает голос и интересы Армении в мире. Армянство — то, за счёт чего армянские власти пытаются компенсировать объективно сложные географические, экономические, политические условия своего государства.
Массово армяне бежали в Европу и Америку в начале XX века от Османской империи, которая проводила этнические чистки и выселения. Геноцид армян («Мец Егерна», или «великое злодеяние» по-русски) — это своеобразный опорный пункт армянского национального самосознания. Такой же, как Холокост у евреев.
История как бы учит, армяне — это спартанцы в окружении врагов! Но только на словах и в национальной мифологии. «Армяне — вечные жертвы исторической несправедливости» — такая идея куда ближе к реальности. Как и характерный элемент национальной психологии армян — стремление к поискам лучшей доли на чужбине («где хлеб — там и живи»). И вот здесь Пашинян совершенно прав:
«На протяжении столетий понятия “родина”, “государство” и “хлеб” были разделены друг от друга. На хлеб зарабатывали в государствах, созданных другими и/или расположенных в других местах, оставляя за родиной функцию изолированного, но бережно лелеемого места консервации традиций и ценностей, превращая скитания между родиной, государством и хлебом в ключевой компонент социальной психологии армян».
К слову, нельзя забывать, что у истоков геноцида армян лежат договорённости Германии и Османской империи (1914), согласно которым:
«Германия обязуется обеспечить Турции такое исправление её восточной границы, которое даст ей возможность установить непосредственное соприкосновение с мусульманскими элементами в России» (Нота германского посла в Константинополе на имя турецкого правительства).
На пути «естественного объединения всех представителей турецкой расы» как раз расселялись армяне.
Армянское государство считает себя преемником Республики Армения, образованной 28 мая 1918 года и уничтоженной впоследствии турками. Именно поэтому возник армяно-азербайджанский конфликт, который не исчерпывается Нагорным Карабахом. Это национально-этнически-религиозная рознь, уходящая корнями в давние времена, на которой цинично играют власти и Армении, и Азербайджана. Эта рознь — важный элемент политического самосознания обоих этих современных государств.
До 2018 года Армения усечённо, но дружила с Россией. РФ поддерживала Армению в противовес Турции. Но в 2018 году в Ереване прозападными силами был организован майдан («Бархатная революция»), и к власти пришёл Пашинян — армянская помесь Ющенко и Арестовича. Армения переориентировалась на диаспоры, то есть Францию и США, за что поплатилась Нагорным Карабахом. Сейчас государство Армения от полной аннексии её территории Азербайджаном спасает только членство в ОДКБ, а от экономического краха — членство в ЕАЭС.
Западные патроны Пашиняна, то ли не понимая обстановку в регионе, то ли специально подставляя Армению под удар Турции, ничего не сделали для её укрепления. Не очень понятна даже логика антироссийской ориентировки Армении, потому что «потеря Армении» для России ничего в объективном политическом смысле не меняет. Хуже от неё только самим армянам. Усиление Турции в регионе, конечно, плохо, но у этого «плохо» слишком отложенный эффект, чтобы долго об этом переживать. В общем, как это часто бывает, западные комбинаторы сами себя перекомбинировали.
Впрочем, бывший чрезвычайный и полномочный посол Армении в Великобритании (2001–2002) В. Абаджян весьма обоснованно на документах доказывает, что тупиковый прозападный курс Армении из соображений ложной прагматичности был избран ещё свергнутым Саргсяном.
Возможно, армянская ставка Франции и США является продуктом политической инерции, старой концепции так называемого армянского вопроса. Западные державы в XIX веке пытались утвердить свои интересы, прежде всего расширения рынков в регионе, за счёт союза с армянской торговой буржуазией (купечеством), которая занимала видное место во всей Малоазиатской Турции. А в XX веке внутри уже турецкой республики проживало немало так называемых криптоармян. Некоторые считают, что сегодня их чуть ли не пять миллионов в Турции. Внушительная численность, чтобы сделать политическую ставку. В конце концов, Франция же поддерживает турецких курдов.
Как видно, в XIX — начале XX веков армяне были разменной картой в игре великих держав. Например, Англия обещала армянским торговым элитам «Великую Армению» от моря до моря: от Чёрного до Средиземного! Что и составило программу партии «Дашнакцутюн», которая была правящей в Республике Армения (1918). Она и сейчас имеет десять мест в Национальном собрании.
Кстати, подстава армян западными цивилизаторами — старая господская забава. В годы гражданской войны англичане тоже кинули армянских националистов (тех самых дашнаков), передав обещанные им вооружения и средства армии Деникина. Американцы прокатили с «мандатом на Армению». А французы бросили на произвол туркам в Киликии.
Несмотря на свою этническую древность, покрытую легендами историю и культурно-языковую необычность, армянская нация сложилась и обрела зрелость только в составе СССР и благодаря кооперации с Россией и соседями.
Армяне в 1918 году при поддержке западных стран образовали свою республику. Тогда в Армении находились триста тысяч беженцев, экономика была в катастрофическом состоянии: большинство промышленных предприятий закрылось, объем валовой продукции промышленности Армении в 1919 году сократился по сравнению с довоенным уровнем в двенадцать раз. На оставшихся фабриках рабочие работали по пятнадцать часов и не получали зарплату по полгода. Посевные площади в 1919 году сократились по сравнению с довоенными более чем в четыре раза, валовая продукция сельского хозяйства сократилась в шесть раз. В конце 1918-го начался и продолжался около года голод, бушевали эпидемии тифа и холеры. В результате за год погибло примерно 200 тысяч человек. Государство оказалось втянуто в две войны: с Турцией и с Грузией, за два года в нём вспыхивало несколько серьёзных вооружённых восстаний. В итоге оно полностью обанкротилось, потерпев поражение в войне с кемалистской Турцией.
Даже главный геноцидовед армян, французский историк доктор философских наук Сорбонны Р. Кеворкян согласен, что только установление советской власти в Армении предотвратило очередной геноцид. Красная армия и местные армянские коммунисты в конце ноября 1920 года свергли правительство «Дашнакцутюн» и провозгласили АрмССР. Турецкие войска были выведены из Армении.
Москва сразу же поставила станки, тракторы, медикаменты, ткани и хлеб в помощь армянским братьям. К 1928 году армянская промышленность восстановила довоенный уровень, а сельское хозяйство его превзошло.
В 1913 году в современных границах Армении проживало около одного миллиона человек. По переписи 1926 года — 881 тысяч человек, в 1940 году — 1,3 миллиона, в 1956 году — 1,6 миллиона, в 1970 году — 2,5 миллиона, в 1986-м — 3,4 миллиона. Население Еревана в 1919 году было всего 48 тысяч человек, а в 1989-м — 1,2 миллиона.
К 1940 году промышленность АрмССР выросла по сравнению с 1913 годом почти в девять раз, а к 1986 году — в 550. Посевные площади при советской власти возросли на 30 процентов. Число школ — в три раза, библиотек — в 100 раз, врачей — в 180 раз и так далее. Не секрет, что Армения в составе СССР была одной из самых цветущих республик.
Пашинян это помнит и по-арестовически спекулирует:
«Хочу подчеркнуть ту программу, те амбиции, которые есть у правительства Армении, сформировавшегося в результате ненасильственной бархатной народной революции: мы хотим сделать Армению такой же технологически развитой страной, какой она была в годы и в условиях СССР» (2018).
«Много говорилось о роли Карена Демирчяна в развитии Армении, но я хочу отметить очень важный нюанс, который очень точно представлен в книге госпожи Демирчян. Речь идет о том, что с самого первого момента прихода к власти Карена Демирчяна в Армении его идеей и мыслью была индустриализация Армении. Его идея заключалась в том, что необходимо сделать все, чтобы превратить Армению из аграрной страны в индустриальную. Если мы хотим глубоко понять вклад Карена Демирчяна в развитие Армении, то должны иметь в виду именно это, поскольку мы также должны учитывать, что индустриализация была бы невозможна без крупных инвестиционных реформ в сфере образования. После обретения независимости в Республике Армения было создано гораздо меньше, чем до обретения независимости при Карене Демирчяне» (2023).
Ещё Пашинян сетует, что Нагорный Карабах Азербайджану отдал лично Сталин то ли по просьбе Ататюрка, то ли в связи с договорённостями Ленина с ним. Но Пашинян, как и многие армяне и почти все азербайджанцы, забывает, что в составе СССР и при власти большевиков из Москвы все ростки главной закавказской национальной розни рубились на корню. Более того, во всех районах проживания армян в Азербайджане и азербайджанцев в Армении не редкостью были армяно-азербайджанские браки. Смешанные семьи преобладали в Баку и Гяндже, в Араратской долине в районе Масиса. Что это, если не показатель успешности национальной политики? Большинству из этих семей впоследствии пришлось бежать в Россию.
Читатель, пожалуй, легко вспомнит из советских армян Фрунзика Мкртчяна и братьев Микоянов (политика Анастаса и авиаконструктора Артёма), но были ведь ещё маршал Советского Союза Баграмян, маршал бронетанковых войск Бабаджанян, маршал авиации Худяков (Арменак Ханферянц), адмирал флота Исааков (Ованес Тер-Исаакян), разработчик первых советских атомных и термоядерных боеприпасов генерал-лейтенант Кочарянц, астрофизик Амбарцумян, архитектор Таманян, композиторы Хачатурян, Бабаджанян и многие другие выдающиеся граждане СССР.
В общем, Советский Союз дал армянам жизнь, свободу, развитие, национальный мир и дружбу, а также простор для творчества на самом высоком всесоюзном уровне. Весь Союз помогал армянам восстановиться после чудовищного ленинаканского землетрясения 1988 года.
А что армянам наобещали французы, американцы и их спюрк? Резолюции по признанию геноцида?
Анатолий Широкобородов