Традиционно этот запуск будет обсуждаться в среде фанатов космической отрасли, многие даже будут смотреть прямую онлайн-трансляцию. А вот остальные подключатся только в том случае, если что-то пойдет не по плану.
Космическая отрасль потеряла популярность. Все знают первого космонавта, а вот вспомнить фамилию хотя бы одного из шести человек, которые сейчас находятся на международной космической станции, может не каждый.
Зато стоит случиться неудачному запуску, как из каждого утюга слышатся филиппики об упадке отечественной космонавтики, требования пересажать руководство федерального космического агентства и тому подобные рассуждения о том, что Россия сегодня безнадежно отстала в деле завоевания космоса. А когда страсти утихают, остается только тема продажи российских ракетных двигателей в США. И так до следующей аварии.
В то же время, Соединенные Штаты обеспечивают каждому своему космическому достижению мощную информационную поддержку. А вот чтобы найти заметку о неудачах американской космонавтики, придется хорошенько попотеть. Новости такого плана волшебным образом уползают в подвалы газет, где их читает только самая дотошная часть населения.
Думаю, стоит взять пример с наших «западных партнеров» и не замалчивать собственные успехи.
Авария — повод для злорадства
Итак, стартовавший 28 апреля грузовик «Прогресс М-27М» из-за нештатного разделения с ракетой-носителем вышел на нерасчетную орбиту с неконтролируемым вращением. Восстановить управление кораблем не удалось, и через десять дней постепенного снижения он сгорел в плотных слоях атмосферы.
Все эти десять дней продолжался нескончаемый вой об отсталости России. Причем, как в нашей, так и в зарубежной прессе. Только The Times посвятила этому событию целых три статьи. А уж что началось, когда через неделю над Забайкальем сгорел «Протон-М» с мексиканским спутником связи на борту…
А потом как отрезало. Новости России аккуратно сообщают о регулярных стартах, а отклика никакого. Даже авария американской «Falcon9» с грузовиком CRS-7 (Dragon) если и вызвала какой-то резонанс, то только в сцепке с нашим «Прогрессом». Видите ли, из-за нашей русской отсталости, которая помешала вовремя доставить на МКС необходимые грузы, авария штатовского грузовика еще немного ухудшила и без того катастрофическое положение космонавтов на орбите.
Но оставим такие выпады на совести проамериканских комментаторов и посмотрим, что же произошло в нашей космической отрасли за прошедшие несколько месяцев.
Билеты на МКС в кассах Роскосмоса
Две подряд аварии российского и американского грузовиков действительно заставили перекраивать расписание стартов. Сдвинулась на более поздний срок пилотируемая экспедиция к МКС, на первый план вышла доставка на орбиту необходимых грузов. Изначально старт планировался на 6 августа, но его перенесли на 3 июля.
Из предыдущих аварий были сделаны выводы. Ради большей надежности вместо ракеты «Союз-2.1а» была задействована ракета-носитель «Союз-У». Старая, но надежная, как титановый лом. Кроме того, использовалась двухсуточная схема полета. Корабль пристыковался к МКС только пятого июля, а не через 6-8 часов, как при короткой схеме, которую начали применять с 2012 года.
Полет прошел в штатном режиме и вскоре экипаж орбитальной станции уже занимался разгрузкой транспортного корабля. «Прогресс М-28М» доставил на МКС 2381 килограмм грузов, из которых 420 пришлось на воду, 48 на воздух и 430 на контейнеры с рационами питания. Кроме того, остаток топлива в грузовике использовался для того, чтобы поднять орбиту МКС на один километр.
Изменение программы пусков не было вызвано бедственным положением космонавтов на орбите. Еды, воды и кислорода хватало. Но необходимо было подготовиться к прибытию новой экспедиции. После завершения грузовой миссии определились окончательные сроки старта корабля «Союз ТМА-17М». Корабль стартовал 23 июля 2015 года с «Гагаринского старта» и в тот же день благополучно пристыковался к МКС.
Следом в космос отправился Британский спутник связи нового поколения. Штатный старт, вывод на орбиту, передача управления заказчику. Никаких неожиданностей, просто коммерческий запуск по сходной цене. Очередное доказательство, что экономика России не одной нефтью живет.
Юбилейный пятисотый пуск с «Гагаринского старта» выпал на долю транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-18М». Опять в качестве ракеты-носителя использовалась модифицированная «Союз-У». Опять двухсуточная схема полета. Корабль стартовал 2 сентября, а пристыковался к МКС 4 сентября 2015 года соответственно.
Интересна эта миссия тем, что на место третьего члена экипажа претендовала британская певица Сара Брайтман. Но после аварии «Прогресса» у нее неожиданно появились семейные обстоятельства, которые не позволили космической туристке предпринять путешествие на орбиту.
С одной стороны, дополнительные деньги за катание частных лиц в космос и обратно явно не помешали бы, тем более что текущий курс рубля обеспечивал неплохую прибыль. С другой стороны, при всем моем уважении к таланту гражданки Брайтман, полет профессионального казахского космонавта Айдын Аимбетова представляется более логичным.
Отдельно хочу заострить внимание на стыковке этих трех кораблей с Международной космической станцией.
· «Прогресс М-28М» пристыковался к российскому стыковочному отсеку «Пирс»
· Местом стыковки «Союз ТМА-17М» стал российский стыковочно-грузовой модуль «Рассвет»
· А «Союз ТМА-18М» причалил к российскому модулю «Поиск»
Не Байконуром единым
Уже через 12 дней после запуска «Союз ТМА-18М» с Байконура стартовал следующий корабль. Ракета-носитель «Протон-М» успешно вывела на орбиту российский геостационарный телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ8», который должен заменить на орбите старый «Экспресс А4». Зона покрытия нового космического аппарата включает в себя Азию, Африку, Европу и обе Америки.
И ведь это только те запуски, которые осуществлялись с космодрома Байконур. А это не единственные ворота в космос.
После аварии «Прогресс М-27М» было еще четыре космических и два суборбитальных запуска с других космодромов. Из них один коммерческий — это запуск с космодрома Куру ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» с двумя спутниками «Galileo» на борту. А остальные осуществлялись по линии Минобороны. С космодрома Плесецк было осуществлено три запуска, в результате которых на вооружении ВКС появились пять дополнительных спутников. Кроме того, на полигоне Сары-Шаган прошли контрольные испытания уникальной противоракеты 53Т6, которые составляют основу противоракетной обороны Москвы, а с полигона Капустин Яр осуществили тренировочный пуск РС-12М «Тополь». Все запуски завершились успешно.
Вместо вывода
Из всего вышеперечисленного видно, что космическая отрасль России не просто не стоит на месте, а активнейшим образом работает на благо государства и человечества. За прошедшие три месяца осуществлено 11 запусков ракетной техники. А ведь каждому запуску предшествует длительная подготовка.
Времени на то, чтобы отставать в космической гонке, у наших специалистов попросту нет. Практически четыре запуска в месяц. Ближайший состоится первого октября и станет как раз двенадцатым за три месяца. Таким образом, Россия является ведущей космической державой не на бумаге и в умах квасных патриотов, а по факту ежедневной и плодотворной работы.
Илья Новицкий
источник