
Интеллектуалам необходимо объединиться, чтобы помочь властям реализовывать сценарий мирного разрешения украинского конфликта, считает заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Тамара Гузенкова.
Для прекращения украинского кризиса, в первую очередь, необходимо наладить экспертное сотрудничество на горизонтальном уровне, собрать для этого весь имеющийся потенциал. Такое мнение Тамара Гузенкова, замглавы РИСИ и руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья, озвучила на международной научно-практической конференции «Украинский кризис и глобальная политика», которая проходит сегодня в Санкт-Петербурге.
Она отмечает, что в Соединенных Штатах позиции всех политических сил по Украине сходны, что и позволяет им открыто продолжать свою политику. В России же разброс позиций в оценке действий властей очень широк: от «все понимают и действуют правильно» до «ничего не понимают и движутся в тупик».
Подобным же образом, по ее мнению, оценивается и дальнейшая судьба Украины. Одни утверждают, что в стране полный упадок, она достигла своего дна и скоро перестанет существовать если не как политический, то как экономический субъект. Согласно другим оценкам, у Украины имеется серьезный потенциал, и надеяться, что исходом текущего кризиса станет то, что она перестанет существовать как экономический субъект – мягко говоря, преувеличение.
Вместе с тем, весь этот спектр мнений имеет право на существование, полагает Тамара Гузенкова: протекающие процессы «настолько многосоставны и имеют столько неопределенности», что их однозначной характеристики в настоящее время быть не может.
Как говорит эксперт, «сейчас между Евросоюзом, США, Россией и Украиной идет глубинная игра на противодействие этим процессам». И в этом смысле Россией избран путь использования всех возможных способов и инструментов невоенного решения проблемы. Это создание новых геополитических альянсов, попытки изменения правил мировой игры. К сожалению, Россия оказалась неготовой именно к такому характеру разрешения украинского конфликта. Все это нужно было делать гораздо раньше, а теперь этим приходится заниматься в осложненных условиях, считает Гузенкова.
В своем выступлении она подчеркивает, что сейчас важно более адекватно понимать, что представляет собой Украина «как инструмент, а тем более как участник этого конфликта». Потому что обещанный дефолт не происходит – притом, что сам по себе дефолт это чисто техническая задача, которую могут реализовывать внешние игроки и которая не обязательно характеризует состояние экономики. Социального взрыва или очередного майдана тоже ожидать не приходится. Между тем, украинская русофобия уже переросла в национальное и человеческое бедствие – «это серьезная проблема, которая требует осмысления», говорит Гузенкова.
Важно также понимать такую категорию, как фактор времени, замечает специалист. Не нужно переоценивать кризисные явления в экономике США – сидеть и ждать катастрофы, которая должна якобы постичь это мощнейшее государство, это примерно то же самое, как в советское время ждали построения коммунизма к 1980 году. Еще одно бесплодное ожидание России – что ЕС, наконец, поймет, как он ошибся в своей поддержке американской политики. Все это приведет к потере времени и утрате рычагов управления украинским кризисом, считает она.
Еще одна ошибка России – в том, что она преувеличила пророссийский потенциал юго-восточных регионов, которые оказались более украинскими. Правда, и США отличаются совершенно неадекватной оценкой этих регионов, заявляет эксперт.
«В настоящее время Донбасс остро нуждается в интеллектуальной помощи, он нуждается в проектах и программах государствостроения, восстановления образовательной и культурной структуры. Здесь мы могли бы предложить не только проекты, но и совершенно реальные меры. Наши эксперты должны разрабатывать интеллектуальные продукты по разрешению этой ситуации невоенным способом», – подводит итог своему выступлению Тамара Гузенкова.
Кирилл Чулков
источник