Следует признать, что, несмотря на необходимость проведения учений, как основной формы подготовки и важного элемента поддержания боевой готовности вооружённых сил, крупные международные манёвры зачастую воспринимаются соседствующими странами как потенциальный источник рисков и угроз. Это объективно и понятно. Вместе с этим, в отдельных кругах такие учения рассматриваются как благодатная питательная среда для распространения слухов и паники.
Ярким примером подобного подхода являются совместные стратегические учения вооружённых сил России и Беларуси «Запад», которые каждый раз (они проводятся раз в два года) заинтересованные в нагнетании напряженности руководства стран ЕС и НАТО используют для запугивания собственных граждан и не только.
Учение «Запад-2025» не стало исключением. Причём в текущем году накопленный опыт позволил западным политтехнологам поднять ажиотаж вокруг этих манёвров в кратчайшие сроки – от нейтрального «мы знаем, что эти учения проходят регулярно», сказанного Марком Рютте в начале апреля, до полномасштабной информационной кампании, на которую указывала официальный представитель МИД России Мария Захарова в начале июня. Цель кампании – представить именно белорусско-российское учение как попытку «подготовки к развязыванию вооруженной агрессии».
Стоит ли говорить, что подобное развитие ситуации прогнозировалось как в Москве, так и в Минске? Уже 28 мая в Бишкеке на заседании Совета министров обороны стран ОДКБ глава минобороны Беларуси Виктор Хренин заявил: «Мы приняли решение о снижении параметров учения «Запад-2025» и переносе его основных манёвров вглубь территории Республики Беларусь от западных границ». Как подчеркнул министр, Беларусь «в очередной раз не только словом, но и делом подтверждает свою готовность к диалогу, компромиссам и снижению напряженности». Кроме того, генерал Хренин отметил, что «по интенсивности и масштабам учение «Запад» всегда было несопоставимо с теми мероприятиями оперативной и боевой подготовки, которые проводят в Европе государства-члены НАТО».
Несомненно, последняя фраза была отправкой к масштабным ежегодным манёврам Defender Europe. Кстати, учения нынешнего года – Defender Europe 2025 – как раз и проходили в это же время. Они начались 11 мая и якобы закончились 24 июня. Между прочим, никаких официальных уведомлений или сведений об окончании манёвров и приблизительной оценке их результатов (как это обычно принято) нигде в информационном поле не проскальзывало. Также не были отмечены и какие-либо изменения в параметрах, сроках или местах проведения учений – то есть какой-то ответной реакции на жест доброй воли со стороны России и Беларуси. Впрочем, министр обороны Беларуси на это тоже указывал: «Мы делаем это, откровенно говоря, не надеясь на конструктивную ответную реакцию, а для демонстрации миру истинно миролюбивой позиции Республики Беларусь».
Нисколько не оценив белорусско-российские инициативы по снижению напряженности в регионе, западные чиновники продолжили эскалировать обстановку. Президент Польши Анджей Дуда 26 июня анонсировал проведение учений «Железный защитник-25» на территории страны с участием войск НАТО. При этом он акцентировал внимание на том, что предстоящие манёвры – это именно ответная реакция на «Запад-2025». «Нашим ответом на учения «Запад» является организация учений в Польше на восточном фланге НАТО в то же самое время, – подчеркнул польский президент. По его словам, Варшавой приглашены все государства-члены Североатлантического альянса.
В свою очередь, Литва, так же «в ответ», планирует перебросить свою бригаду «Железный волк» на полигон Пабраде, где собирается проводить с ней учебные мероприятия в 15 км от белорусской границы. Помимо этого, главнокомандующий вооруженными силами страны генерал Раймундас Вайкшнорас 24 июля заявил, что Литва завершила необходимую модернизацию военной инфраструктуры и теперь готова разместить дополнительные контингенты войск США и НАТО. Уместно будет заметить, что в настоящее время полным ходом идёт процесс передислокации 45-ой танковой бригады бундесвера в Литву. На сегодняшний день уже переброшен один батальон. По достижении полной оперативной готовности соединение будет насчитывать 4,8 тыс. военных и 200 гражданских специалистов.
Здесь следует напомнить, что в недавнем интервью начальник белорусского Генштаба Павел Муравейко намеренно подчеркнул, что «этот процесс (сокращение параметров «Запад-2025» и перенос его вглубь страны – прим.) не нужно оценивать как нашу слабость, или лояльность, или реагирование на какие-то претензии». После чего, видимо, как и министр обороны Беларуси, так же, не возлагая больших надежд на благоразумие западных «непартнёров», генерал Муравейко сделал логичное заключение. «В этих условиях мы оставляем за собой право принять решение и переместить наши отдельные подразделения в ходе учений, чтобы отработать эпизоды исключительно оборонительного характера, в том числе на тех направлениях, которые я обозначил», – заявил глава генштаба Беларуси.
Имелись в виду районы в Гродненской, Брестской областях и Беловежской пущи. То есть, напротив тех участков местности, где по приглашению из Варшавы натовские военные собираются провести учение «Железный защитник-25». К слову, сообщается, что в маневрах примут участие якобы 34 тыс. военных из всех родов войск Польши и стран НАТО с задействованием около 600 ед. техники. Учения пройдут на суше, в воздухе и на Балтийском море, охватывая как полигоны, так и дороги и населенные пункты по всей стране. То есть Варшава задействует всю территорию Польши.
Для сравнения – в первоначальном варианте замысла «Запад-2025» количество участников должно было насчитывать не более 13 тыс. человек. То есть, уже почти в три раза меньше, чем заявленное число участников польского (а на самом деле натовского) учения «Железный защитник-25». После внесения изменений в замысел и сокращения количества участников белорусско-российских манёвров в два раза разница получается в 10 (!) раз – в пользу «непартнёров». Следует посчитать и группировку с литовской стороны, которая может иметь в своём составе до 5 тыс. военнослужащих бригады «Железный волк» и формирований территориальной обороны («Добровольческие силы охраны края»).
Возникает вопрос. Как будут чувствовать себя белорусские граждане – жители районов, соседствующих с Польшей и Литвой, зная, что возле белорусских границ лязгает гусеницами 40-тысячная группировка натовских войск, а белорусская армия «маневрирует» где-то вокруг столицы и в Могилёвской области? В отличие от большинства европейцев, белорусы хорошо знают и помнят о событиях 1941 года и не хотят их повторения.
Причём демонстративные действия и публичные заявления европейских политфункционеров безусловно призваны ещё и напугать белорусских и российских граждан. Посеять панику, подорвать доверие к власти – сделать как можно больше для дестабилизации обстановки в приграничье. А вот тут уже можно сформулировать и далеко идущие выводы о натовском «сдерживании».
Поэтому решение военно-политического руководства Беларуси и России «оставить за собой право» реагировать на внешние угрозы – хоть и вынужденно, но обоснованно. Более того – необходимо, так как конституции и России, и Беларуси обязывают руководство стран обеспечить безопасность своих граждан всеми имеющимися силами и средствами. Что бы об этом ни говорили, ни заявляли наши заклятые «соседи» и «партнёры» с Запада.
Владимир Вуячич
Источник