Так уж повелось, что два проекта - боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" и малогабаритной межконтинентальной баллистической ракеты РС-26 "Рубеж" - всегда шли рука об руку. Обе программы выходили из-под руки конструкторов и инженеров Московского Института Теплотехники, появились почти одновременно и создавались для того, чтобы прорывать американскую противоракетную оборону и оставаться неуязвимыми в связи с новыми военными концепциями Пентагона, вроде моментального глобального удара (Prompt Global Strike, PGS).
И вновь произошло как в 80-х годах прошлого века. Обе российские разработки заметно обогнали время и американские перспективные планы. Прошло пятнадцать лет, и PGS, то есть возможность в течение часа накрыть ракетным ударом любую цель на планете, стационарную или мобильную, остаётся в разряде благих пожеланий. У США не появилось даже гиперзвукового оружия, без которого вся красивая теория Prompt Global Strike остается не более чем красивой теорией. А вот РС-26 "Рубеж", на базе которой и осуществлялась разработка нового БЖРК уже был трижды удачно испытан, доказал саму возможность создания относительно небольшой МБР (на сорок тонн легче Ярса) и полностью готов, что называется, перейти в железнодорожную среду.
Аванпроект нового "Поезда №0" (так он проходил по железнодорожным документам) полностью был готов в конце 2014 года, когда ситуация в мире начала накаляться из-за массы санкций, обрушившихся на Россию. В такой момент уместным казалось ждать скорого начала производства необходимых элементов "поезда Апокалипсиса". Но началась гиперзвуковая гонка, и отечественным стратегам пришлось делать выбор между Авангардами, Цирконами и Кинжалами или БЖРК "Баргузин" с "Рубежами". Выбор был сделан в пользу гиперзвука и оказался оправданным. Россия сейчас единственная страна, обладающая целой линейкой гиперзвукового оружия, где не испытанным в боевых условиях остался только планирующий блок "Авангард".
Премьера "Орешника" в ноябре, в котором подозревают одну из модификаций РС-26 "Рубеж", вновь всколыхнула разговоры о возможности возрождения проекта БЖРК "Баргузин". Создавались они, можно сказать, на пару и в декабре 2017 года были одновременно заморожены на десять лет. С тех пор актуальность подобных наработок стала достаточно насущной. Упреждающий массовый удар по-прежнему является утопией, но работы в этом направлении нашими противниками ведутся, как и поиск возможности парировать ответно-встречный удар России. В этом смысле "Баргузин" по-прежнему является одним из наиболее действенных ударных средств.
Из-за использования малогабаритных ракет он лишен главного недостатка БЖРК "Молодец" - огромной массы, из-за которой маршрут прежних атомных поездов был достаточно ограниченным, и требовалась огромная куча денег, чтобы привести в соответствие всю железнодорожную инфраструктуру. Здесь нужны лишь обычные железнодорожные пути, и курсирование таких составов вообще не должно вызывать никаких подозрений. Отследить подобную машину, несущую от 3 до 6 ракет, каждая с 6 гиперзвуковыми боевыми блоками, по-прежнему нельзя, несмотря на возросшие возможности электронной разведки. И у нас достаточно извилистых и проведенных в горных областях железных дорог, чтобы спрятать хоть сотню подобных составов.
Вариантов комплектации и ТТХ БЖРК "Баргузин". Всё очень условное. Инфографика "Звезда"
"Су-57 более чем конкурентен, ему не надо гоняться за Ф-35". В США после Чжухая, вынуждены хвалить наш стелс, чтобы не выглядеть глупо.
Вопрос по-прежнему остается один - экономическая целесообразность подобного мероприятия. Советский Союз в свое время создал массу рабочих изделий, прорывавших любую ПРО, но надорвался экономически. Повторять эти ошибки и наступать на старые грабли, давая избыточный ответ на внешние угрозы, лучше не следует.
Источник