Могут ли Соединённые Штаты похоронить экспорт российского оружия
Российское правительство, судя по всему, обеспокоено ситуацией с продажей отечественных вооружений зарубежным государствам. По крайней мере, об этом свидетельствуют последние заявления вице-премьера Юрия Борисова, который (в отличие от многих других функционеров) порой позволяет себе достаточно откровенные и неоднозначные высказывания (в частности, о нерешённой судьбе танка Т-14 и самолёта Су-57).
«Нужно удержать хотя бы те позиции, которые мы имеем, они неплохие. 55 миллиардов — потенциальный пакет вооружений в «Рособоронэкспорте», это серьёзный объем. И мы стабильно выходим по 15 миллиардов долларов по экспорту вооружения ежегодно. Наша задача удержать эти позиции», — заявил Борисов 26 февраля по итогам посещения Иркутского авиационного завода.
Днём ранее, обсуждая ход строительства завода «Звезда» (Большой камень, Приморский край), вице-премьер позволил себе ещё более откровенную фразу о том, что
Санкционное давление Запада неизбежно окажет негативное влияние на экспорт российского оружия
Американская бесцеремонность
Коллективная позиция российских властей по поводу ограничительных мер, который Запад периодически вводит и продляет с 2014 года, сводится к тому, что санкции не оказывают существенного негативного влияния на нашу страну. Дескать, отечественная экономика и промышленность, включая оборонную, становится только крепче, преодолевая различные трудности.
Подобный подход руководства РФ не лишён смысла. Сложно отрицать, что западные санкции оказали определённый отрезвляющий и оздоравливающий эффект. В то же время у Москвы вряд ли есть причины, чтобы рассказывать о неуязвимости России, тем более в такой подвижной сфере как военно-техническое сотрудничество с иностранными партнёрами.
Относительно экспорта оружия руководство РФ занимает противоречивую позицию. С одной стороны, мы слышим заверения в том, что отечественное оружие всё равно продолжат покупать за рубежом, с другой — официальные лица, включая Борисова, сетуют на издержки, которые могут возникнуть в связи с антироссийской политикой Запада.
«Сегодня и Соединённые Штаты, и западноевропейские страны пытаются использовать политическую ситуацию против «Рособоронэкспорта» и против экспортёров нашего вооружения. Это, по сути, недобросовестная конкуренция. Используют всевозможные санкционные режимы, запрещают, оказывают политическое давление на наших партнёров, пугая их всевозможными санкциями, штрафами», — сказал в интервью телеканалу RT генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Заявление господина Чемезова сложно назвать сенсацией. Политические инструменты на мировом оружейном рынке американцы активно применяли в эпоху холодной войны и не отказались от них после распада СССР. Например, считается, что США «зарубили» несколько крупных контрактов РФ с европейскими государствами в 1990-е годы.
Естественно, что в условиях обострения геополитического соперничества после 2014 года, Соединённые Штаты, обладающие рычагами влияния почти на каждую страну мира, усилили давление на потребителей российской военной техники и её потенциальных покупателей.
Поэтому агрессивная и бесцеремонная политика Вашингтона является вполне ожидаемой и предсказуемой
И к такому повороту событий наше государство должно было подготовиться заранее.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Россия остаётся вторым экспортёром оружия в мире.
Первую строчку прочно удерживают Соединённые Штаты. Доля Москвы в продаже вооружений иностранным заказчикам в 2013–2017 годах составила 22% (США — 34%)
При этом эксперты зафиксировали падение показателя присутствия РФ на глобальном рынке на 4%.
Говорит ли данная статистика о тенденции к сокращению продаж отечественной военной техники и оборудования за рубеж — SIPRI не поясняет. Экспорт оружия порой носит волнообразный характер, так как зависит от сроков выполнения контрактов. Кроме того, у заказчика могут возникнуть различные сложности с осуществлением денежных переводов или бартерной сделки (оружие в обмен на углеводороды, различные активы или продукцию промышленности и сельского хозяйства).
«Финансовый империализм»
Российские данные о сделках с иностранными партнёрами свидетельствуют о том, что санкции не внесли корректив в экспорт оружия. Более того, за последние годы несколько подрос объём портфеля заказов. Например, общая стоимость всех заключённых контрактов по линии «Рособоронэкспорта» в 2018 году достигла 19 миллиардов долларов.
Это рекордный показатель в новейшей истории России. Правда, он был достигнут благодаря соглашению о поставке Индии пяти полков зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф». Стоимость сделки Кремль оценил в сумму, превышающую 5 млрд долларов. Будет ли в 2019 году заключён столь денежный контракт — можно только гадать. Стоит учитывать, что из-за необходимости выполнять гособоронзаказ и экспортные обязательства концерн «Алмаз-Антей» загружен на ближайшие годы под завязку.
Главным источником неприятностей для российского экспорта является не столько политическое давление Запада, сколько трудности во взаиморасчётах с партнёрами, которые чинят США, пользуясь принятым в 2017 году законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).
Документ предоставляет возможность властям Соединённых Штатов блокировать транзакции по оружейным контрактам, которые осуществляются в долларах и проходят через американские финансовые организации.
Единственным выходом из этой ситуации для РФ и её партнёров является осуществление менее удобных расчётов в национальных валютах, либо заключение бартерной сделки
«Хотим мы того или нет, но проще и комфортнее расчётов в долларах ничего нет и не появится. В России стараются умалчивать этот факт, особенно в контексте объявленного правительством курса на деллоризацию. Может быть, внутри страны этот план реализуем, но вести торговлю с иностранными заказчиками однозначно станет, а точнее уже стало, намного сложнее»,— говорит источник РП в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) РФ.
По словам собеседника нашего издания, санкционная политика США в рамках CAATSA может привести к сбоям в реализации наиболее крупных контрактов. Российская промышленность будет вынуждена выполнять свои обязательства, не получая со стороны заказчика залога или оплаты проведённого комплекса работ. Как сообщил источник, проблема своевременности расчётов в долларах крайне остро стоит на повестке дня с 2016-2017 годов.
«Часть партнёров попросту бояться осуществлять переводы, боясь, что их деньги заблокируют США. Получается парадоксальная ситуация: они согласились купить наше оружие, у них есть деньги, но отдавать их нашей стране они не торопятся. Понятно, что мы с ними не по своей воле оказались заложниками «финансового империализма» США, но оставлять такое положение дел недопустимо», — заявил источник.
В связи с этим собеседник РП указывает на необходимость «ухода от доллара». Прецеденты уже есть.
В частности, контракт по С-400 с Индией был заключён в рублях, а в феврале 2018 года Индонезия согласилась приобрести 11 истребителей Су-35 за 1,11 миллиарда долларов, половина суммы составят поставки в РФ пальмового масла, кофе, чая и каучука
Источник РП отмечает, что в мировой торговле существует множество способов для взаиморасчётов. По его словам, в контракте с Индией будут использоваться биржевые механизмы. Однако собеседник нашего издания подчеркнул, что для беспрепятственной торговли оружием в условиях санкций от партнёров РФ как никогда требуется политическая воля и гибкость в переговорах.
«Это своеобразное испытание на прочность. Теперь наша страна может понять, с кем ей по пути, а с кем — нет. Правда, экспортная прибыль России при таком положении дел вряд ли увеличится. В лучшем случае она останется на прежнем уровне или слегка сократится. Мой прогноз продиктован объективными факторами — на согласование бездолларовых контрактов и осуществление процесса взаиморасчёта будет уходить гораздо больше времени, чем раньше», — подытожил источник.
{banner_banner4}
источник