Как в России регулируют цены на бензин и почему в США все наоборот



Цены на бензин в России поползли вниз. Это стало следствием жесткого договора правительства и нефтяников, согласившихся увеличить поставки себе в ущерб. Как долго продержится российский рынок в этом состоянии и почему в США ценообразование устроено совсем иначе?

После двухдневной лихорадки, когда цены на топливо в России начали расти, как температура у больного, к «пострадавшему» экстренно прибыла скорая помощь в лице правительства и «главврача» Дмитрия Козака. И лихорадка была остановлена, но, разумеется, за счет самого «больного».

Нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) согласились заморозить оптовые цены на нефтепродукты на уровне лета 2018 года и продавать топливо на внутренний рынок по фиксированной цене себе в убыток. С точки зрения предотвращения дальнейшего роста цен эту меру можно назвать решительным успехом, триумфом. Однако триумф достается отечественному рынку дорогой ценой.

Телеканал «Царьград» в последние два дня подробно рассматривал ситуацию на российском топливном рынке и отмечал, что правительство подошло к решению проблемы наиболее радикальным и вредным для рынка (в перспективе – и для населения) способом, вместо того чтобы просто выровнять цены, снизив налоговую нагрузку на отрасль. Тем не менее случилось то, что случилось. Дело экспертов и игроков рынка теперь - оценивать последствия, а также просчитывать, насколько отечественному рынку хватит сил и времени существовать в противоестественном состоянии не рыночного, а государственного регулирования.

Дело населения – нас с вами – теперь в том, чтобы следить, не оступится ли правительство на извилистой тропе госрегулирования, на которой шаг в неверном направлении может означать внезапный кризис и сокрушительный рост цен. И надеяться, что этого не произойдет.

Наверняка у многих жителей России возникал естественный вопрос. Россия является одним из мировых лидеров по экспорту нефти, в стране все еще есть крупные запасы легкодобываемой нефти и огромные доказанные запасы трудноизвлекаемой нефти. Почему же на топливном рынке ситуация такая плохая? И почему в тех же США, которые сегодня серьезно повышают добычу «черного золота», бензин стоит для населения меньше, чем у нас?

Правительственная анестезия

Как уже говорилось, правительство добилось заморозки цен на топливо в России. Вице-премьер Дмитрий Козак поздно вечером 31 октября сообщил, что с 1 ноября вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые НПЗ начнут соблюдать соглашение по отказу от рыночного определения цен.

Компании взяли на себя обязательство увеличить поставки на внутренний рынок, где топлива теперь станет больше, а, следовательно, цена ниже. Более того, в России есть и спекулятивная проблема с независимыми трейдерами топливом – частниками, которые покупают бензин по оптовым ценам и потом перепродают на своих заправках.

Проблему удалось решить, не задавив этот крупнейший сегмент рынка (по словам господина Козака, его доля составляет 53%). Было решено, что нефтекомпании станут продавать им топливо не по оптовым ценам, которые росли этой осенью на 10% (данные Росстата), а по прямым внебиржевым контрактам, где зафиксирована более низкая для этих трейдеров цена.

Предполагается, что независимые продавцы топлива должны теперь снижать цены вслед за крупными фирменными заправками российских нефтяных компаний. Однако известно, что продавцы всегда с радостью задирают цены, а затем, в случае исчезновения необходимости, снижают ее с гораздо меньшей охотой. Впрочем, эти моменты теперь должны стать предметом рассмотрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В целом же констатируем: цены на бензин в России, пусть пока еще не по всей стране, но пошли вниз.

Реальная ситуация в ноябре

Итак, нефтяники и переработчики нефти уже начали соблюдать соглашение с правительством о заморозке цен. По данным РБК, «Лукойл» уже изменил цены реализации продукции в мелком опте в регионах своей ответственности. «Газпром нефть» снизила оптовые цены в среднем на 15%.

На бирже Санкт-Петербурга, например, оптовая цена на топливо марки Аи-95 снизилась на 4,5%, на Аи-92 – на 2,5%. Дизель стал стоить на 3% дешевле. Если бы не было соглашения с правительством 31 октября, то реальные рыночные цены сегодня составляли бы порядка 50 рублей за литр 95-го бензина.

Буквально незадолго до этого соглашения нефтяники обращались к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой поднять цены на 5 рублей за литр. Такая просьба возникла потому, что с лета, когда цены были заморожены в обмен на снижение акцизов, рубль только дешевел, а мировые цены на нефть росли. Иными словами, рынок диктовал такие условия.

В реальности, впрочем, незамедлительно с 1 ноября на соглашение с правительством смогли отреагировать только крупные вертикально интегрированные нефтяные компании. Так, по данным «Роснефти» за 2 ноября, стоимость бензина марки Аи-92 на АЗС компании в Москве составляет 41,7 рубля за литр. Аи-95 стоит 45,8 рубля за литр. Цены не идут вверх и не приближаются к отметке в 50 рублей за литр 95-го.

Иная ситуация складывается у независимых заправщиков. Они также получили выгоду от соглашения и теперь должны покупать топливо по более низким ценам. Однако сегмент независимых АЗС пока не вывел на рынок новые партии. Из-за этого теперь сложилась удивительная ситуация.

Стоимость бензина на АЗС сети «Трасса», например, совершенно иная, нежели у «Роснефти». По данным «Трассы», топливо Аи-92 стоит 44,99 рубля за литр, а Аи-95 – все 48,49 за литр. То есть сейчас бак в 50 литров 95-го бензина у «Роснефти» обойдется автолюбителю в 2290 рублей, а на АЗС «Трасса» – в 2425,5 рубля. Разница впечатляющая. Да и вообще москвичи давно не видели разницу в цене топлива на соседних заправках в 3-4 рубля.

Госрегулирование против свободного рынка

С 1 ноября 2018 года, таким образом, в России действует государственное регулирование цен на топливо во всех сегментах рынка. Эксперты при этом еще летом предупреждали, что введение ручного управления отраслью не сулит ничего хорошего. Главная беда – нерентабельность переработки и продажи нефти на внутреннем рынке.

Нагрузка на отрасль только возрастает. С 1 января 2019 года будут увеличены акцизы на бензин и дизельное топливо, которые были заморожены летом как раз для того, чтобы не допустить роста цен на бензин. Однако вместо снижения акцизов или налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который также растет в рамках налогового маневра правительства, было решено увеличить убыточность переработки и продажи топлива, но цены заморозить.

Среди остальных минусов – вероятность возникновения дефицита на рынке, если в 2019 году сильно вырастет спрос, а также отсутствие у компаний и независимых НПЗ средств на модернизацию переработки. В целом все это зажимает развитие рынка, а также ведет к снижению качества топлива и вообще деградации отрасли.

Такое «кукольное» управление ценами – это не чисто российское, но весьма редкое явление (применяется в ряде среднеазиатских стран, а также в Венесуэле). В большинстве же других государств цены на топливо определяются рынком, а их возможный незапланированный рост или просто рост выше темпов инфляции сдерживается налоговой нагрузкой.

Для сравнения, в США стоимость литра бензина складывается из следующих составляющих: на 56% цена состоит из себестоимости сырой нефти, еще 15% - это нефтепереработка, 12% – доставка и продажа и лишь 17% – это налоги.

Принципиально иная ситуация сложилась на российском рынке: сырье составляло лишь 8% от стоимости литра топлива, переработка – 10%, доставка и продажа – 9%, а налоги, внимание, – 73%. Причем все это – рыночный механизм плюс фискальная нагрузка.

Сравнение с ситуацией в США, кстати, дает ответ на вопрос о том, почему президент Дональд Трамп так активно добивается снижения мировых цен на нефть. Ведь именно этот показатель в основном влияет на стоимость топлива в стране, а никто из американских компаний не будет торговать себе в убыток, как это теперь массово происходит в России.

В США российскому бензину Аи-92 соответствует «Регулар-87», который в сентябре стоил на заправках в среднем 0,75 доллара, или 49,21 рубля. Аи-95 соответствует американскому «Мидгрейд-89», который стоит 0,83 доллара за литр (54,46 рубля).

Ценообразование в США – наглядный пример рыночного управления, однако не будем забывать, что в пересчете на рубли (как мы это сделали с ценами на бензин) зарплаты американцев все же выше как минимум в два-три раза. Соответственно, купить литр бензина для жителя России даже по замороженной цене – дороже, чем для американца по цене рыночной.

При этом в США существует система плавающего ценообразования от штата к штату. Стоимость зависит от удаленности НПЗ от точек сбыта топлива, стоимости сырья и переработки. Налоговая нагрузка на отрасль в США не менялась с 1993 года, когда в последний раз индексировался федеральный налог на топливо (Federal fuel tax). Сегодня его размер составляет 18,4 цента за галлон (3,78541 литра), или 4,86 цента за литр бензина.

Примечательно в этой связи сравнить американский и российский налоги. В России с 1 января 2019 года акциз на бензин будет увеличен до 12,3 тыс. рублей за 1000 литров. Если перевести налогооблагаемую единицу в США в 1000 литров, а стоимость - в рубли (4,86 цента умножить на 1000 литров, поделить на 100 центов в долларе и умножить на текущий курс в 65,64 рубля за USD), то мы получим налог в размере 3190,1 рубля за 1000 литров бензина. Это почти в четыре (!) раза ниже, чем в России.

Таким образом, конечно, цены на топливо внутри одной отдельно взятой страны сильно зависят от целого ряда факторов, включая как стоимость сырой нефти, так и налоги, объемы на внутреннем рынке и курс национальной валюты. В России было принято решение отказаться от влияния всех этих чисто рыночных факторов, забыть их как страшный сон, но оставить как раз то, что дает максимальный рост цен – налоги.

Благодаря соглашению с правительством жители России пока не увидят роста цен на заправках, потому что весь удар налогов и рыночной составляющей примут на себя нефтяники, пропустив нагрузку через себя и выпустив на отечественный рынок уже «рафинированные» цены.

Однако для развития отрасли, как это делается в большинстве стран, необходима все же грамотная налоговая политика правительства и рыночное ценообразование, а не приказы держать цены под страхом еще более серьезных убытков. Население России же локально выиграло, однако дальнейшая судьба цен на бензин в стране – в 2019 году и далее – пока под очень большим вопросом.


источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин