
Несмотря на то, что вот уже год на Украине принят закон о декоммунизации, спрос на советскую символику, как ни странно, растет. Люди охотно скупают футболки, знамена и шапки с серпом, молотом и звездой. О какой политической или, может, даже экономической подоплеке здесь может идти речь? Об этом корреспонденту Федерального агентства новостей рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
После принятия закона украинские власти с особым и циничным удовольствием принялись срывать таблички с названиями улиц, которые несли в себе коммунистическое прошлое, и валить на землю памятники Ленину. Но запретный плод сладок, и рынок сувениров с советской символикой неожиданно стал развиваться, а спрос на атрибуты прошлого — расти. Что и говорить, коммунистическая символика продается в открытом доступе прямо на железнодорожном вокзале в Киеве. Если верить сообщениям из соцсетей, условная шапка со звездой обойдется в полторы тысячи гривен, советская фуражка — от 500 гривен, а футболка с надписью «СССР» — от 300 гривен.
«После того как на Украине потерпели крах надежды на то, что Россия вмешается и спасет людей от кошмара, началась антисоветская и антироссийская кампания — причем на фоне ухудшения экономической ситуации. В украинском обществе выросла потребность в идее советского общества, социального государства и доброжелательных человеческих отношений. Это новое явление, которое пока не стоит обобщать и делать из него политические или экономические выводы», — комментирует Колташов.
По его словам, скоро наступит и следующий этап — сильнейшее разочарование в украинском государстве и европейских ценностях.
«Украинцев заставляют приблизиться к европейским стандартам расходов. Условно говоря, у тебя нет денег, а тебя вынуждают тратить столько, сколько в Германии или Австрии. В этом «прайсе» суть политики МВФ и еврократии на Украине. В Незалежной работы нет, денег нет, а расходы стабильны. Майдан мечтал по приобщении к Европе по доходам, а получилось исключительно наоборот», — продолжает эксперт.
Получается, что из украинцев постоянно тянут деньги, и у них растет потребность в обществе, где средства не являются главным, где главной ценностью является сам человек.
«А это, как ни крути, возврат к советским идеалам. Уже отсюда происходит повышенный спрос к советской символике. Уверен, что жители Украины также, например, с любовью смотрят советские фильмы. И новый подъем на Украине будет не столь пророссийским, скорее, очень сильно социально ориентированным и классовым по своей сути. И в этой связи Украина приблизится к Западной Европе, где относительно сильны профсоюзы, рабочее движение, левые идеи», — говорит Колташов.
Вот и пытаются украинцы распродавать все, что есть — не до жиру, быть бы живу. Не гнушаются даже попыток заработать на демонтированных памятниках. Так, в Киевской области продается бронзовая фигура Ленина, окрашенная в желто-синий цвет.
«Украина и так напоминала Россию 90-х по всему: атмосфере, организации рынка, распространенности уличной торговли. Москва и Киев сейчас выглядят как два разных мира. Тарифы для украинцев повышены, им приходится платить как истинным европейцам. Те же немцы много денег тратят не на себя, а на покрытие бесконечных счетов. Проблема низкого заработка никак не решаема. Люди загнаны в тупик», — резюмирует собеседник ФАН.
Отголосками закона о декоммунизации стали также запрет российских фильмов и сериалов, выпущенных после 2014 года. Всего их набралось несколько сотен. А украинская авиастроительная компания «Антонов» и вовсе выступила за народное имя для самолета Ан-178 — «Бандера».
Дмитрий Пятов
источник