
Глава МИД Белоруссии Владимир Макей не исключил появления «Минска-3» и нового варианта обсуждения договоренностей по мирному урегулированию ситуации в Донбассе. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с политологом на тему того, высока ли вероятность перерастания «Минска-2» в «Минск-3», и приведут ли новые соглашения к эскалации военной напряженности на юго-востоке Украины.
Как известно, основные договоренности по урегулированию конфликта, которые именуются как «Минск-2», были достигнуты в феврале 2015 года, когда за столом переговоров оказались лидеры «нормандской четверки». Но с тех пор ситуация не сильно продвинулась вперед.
«На сегодняшний день перед Петром Порошенко стоит задача реализации поставленных договоренностей по «Минску-2». Прежде всего, необходимо привести Конституцию в новый формат, с изменениями, касающимися федерализации непосредственно Украины. Перед Киевом стоит задача особого статуса Донбасса. Реализация и обсуждение этих задач в Верховной раде зашли в тупик. В конце января-начале февраля эти изменения уже должны были быть внесены в Конституционный суд на предмет принятия поправок», — отмечает руководитель Института политических исследований Алексей Бычков.
Он напомнил, что Луганск и Донецк, получив статус, должны провести выборы по украинскому законодательству, по принципам украинского права, со всеми допусками партий и политических блоков.
«Но на Украине идет политическая борьба, что еще больше усугубляет ситуацию. Усилилась конфронтация между Порошенко и Яценюком, ЕС давит на Киев, а США временно ослабили хватку, больше интересуясь внутренней политикой и выборами. Те же кураторы Украины вроде Байдена, Керри или Нуланд хотят сохранить свои посты», — считает эксперт.
На сегодняшний день все уперлось в эти изменения в Конституции. Если Порошенко не доводит договоренности до логического завершения, то теряет доверие европейских партнеров и кураторов.
«Вспомните даже последние заявления МВФ о кредите, что могут привести к сильному внешнему удару. С другой стороны, прими их Порошенко, и это решение еще больше ослабит его позиции на Украине, в среде политического истеблишмента. Он даже может потерять место президента. К началу марта уже должны произойти какие-то качественные изменения. Но в это не сильно верится. Возможно, сторонам придется встречаться вновь и определять новый формат договоренностей. Все зависит от ближайших решений Порошенко», — комментирует Бычков.
Многие поставленные вопросы из «Минска-2» уже были решены. В частности, прекратились постоянные боевые действия, войска были отведены от линии соприкосновения, были проведены визуальные границы, стороны обменялись пленными.
«То есть стороны вышли на нулевую точку. Потом подтвердились экономические договоренности между Донецком, Луганском и Киевом — продолжатся выплаты по электрификации, приграничные территории будут оснащаться водой. «Минск-2» более удачлив, чем «Минск-1», он принес серьезные плоды. К чему, в свою очередь, приведет пересмотр договоренностей? Вряд ли к новому ожесточению и возобновлению боевых действий. Все-таки есть серьезная договоренность между Брюсселем, Вашингтоном и Москвой о том, что сферы влияния распределены, и Украина, подобно Германии после Второй мировой войны, переходит на разделение. Будет поделена между странами-победителями», — отмечает собеседник.
Дмитрий Пятов
источник