Что мешает перевооружению белорусской армии?

Что мешает перевооружению белорусской армии?


С момента, когда противостояние на Украине переросло в полноценный вооруженный конфликт, Вооруженные силы Беларуси закономерно стали центром внимания со стороны как прессы, так и политиков высокого уровня. Причем тема модернизации белорусской армии в перечне обсуждаемых вопросов стала ключевой.

Здесь стоит отметить, что Беларусь сделала выбор в пользу компактной, но мобильной армии. Причем приоритет отдан развитию сил специальных операций, разведки, РЭБ, ВВС и войскам ПВО, а также беспилотной авиации. Понятно, что без качественных преобразований трудно сформировать боеспособные вооруженные силы, отвечающие современным вызовам и угрозам. Поэтому в современных экономических условиях, при проведении оптимизации все усилия военного руководства Беларуси направлены, прежде всего, на сохранение и развитие боевых частей. Высвобождающиеся же в ходе оптимизации средства, как правило, направляются на закупку и оснащение новыми видами вооружения и военной техники, а также на повышение социальной защищенности военнослужащих.

Следует заметить, что Президент Беларуси Александр Лукашенко уделяет процессу модернизации белорусской армии пристальное внимание. Уже в текущем году представители Минобороны дважды (в феврале и июне) докладывали руководителю страны обо всех проблемных вопросах и путях их реализации.

Кстати, принимая 15 июня с докладом руководителя военного ведомства генерал-лейтенанта Андрея Равкова, глава государства был проинформирован о ходе модернизации белорусской армии и констатировал, что приспосабливать ее к условиям современных войн и вызовов приходится уже в третий раз. Но в динамично меняющейся обстановке от этого не уйти.

В то же время, белорусский лидер отметил, что «армия для этого и существует, чтобы защитить свою страну. А лучше развивать армию так, чтобы никому не было интересно даже посмотреть косо в нашу сторону, то есть Вооруженные силы должны быть мощными».

Очевидно, что развитие вооруженных сил, как и любой другой государственной структуры, неразрывно связано с экономическими возможностями государства. Особенно это касается Беларуси.

Следует подчеркнуть, что по расходам с Минобороны вряд ли может сравниться какая другая силовая структура. Причем из выделенных в 2015 году оборонному ведомству 578,7 млн.$ (по курсу на январь 2015 г.) более половины уйдет на текущие потребности армии.

Для примера, только авиация потребляет более трети средств, выделяемых оборонному ведомству. А просто взять и отказаться от нее нельзя – для адекватной замены истребителей придется увеличить количество комплексов ПВО на порядок, что тоже недешево.

Но кроме авиации на вооружении белорусской армии стоят тысячи единиц других образцов высокотехнологичного вооружения и техники, которые также требуют значительных затрат на их содержание.

Вот и выходит, что средств для полноценного переоснащения армии на новое вооружение практически не остается.

Как выход, одним из дополнительных источников финансирования являются средства, вырученные от реализации устаревшего и неиспользуемого вооружения, на что указывал и глава государства. Но не все так просто, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что вовсе не Министерство обороны распределяет эти средства. Они поступают в государственный бюджет, и лишь после этого принимается решение, какая часть будет выделена оборонному ведомству.

Об уровне вырученных от продажи вооружения и военной техники средств, можно судить по данным, представленными Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI). Так, в 2013 году Беларусь вошла в двадцатку наиболее крупных экспортеров военной техники, выручив $338 млн. В частности, покупателями белорусского оружия стали Китай и Судан, которые приобрели вооружения и снаряжения на 170 млн.$ и 168 млн. соответственно. Более того, как отмечают военные эксперты, значительная часть нашего военного экспорта не подпадает под «мониторы» международных организаций. А это еще примерно около 100-150 млн.$ В сумме получается более половины бюджетных средств, выделенных на оборону в 2015 году (578,7 млн.$).

Стоит признать, что сегодня наблюдается некоторый дисбаланс в механизме распределения средств, вырученных от продажи военной техники и вооружения. Иначе трудно объяснить некоторую заторможенность в вопросах перевооружения белорусской армии. Особых подвижек нет, разве что в ВВС и войсках ПВО есть положительные сдвиги. Уже заявлено о подписании контракта на покупку двенадцати современных вертолетов Ми-8-МТВ-5, а в ближайшее время будет подписан также контракт на поставку четырех учебно-боевых самолетов Як-130.

Необходимо понимать, что затягивание решения с финансированием чревато ухудшением ситуации, так как постоянный перенос сроков перевооружения влечет за собой увеличение расходов, в виду того, что увеличивается количество вооружения и военной техники с истекшими ресурсами. И одномоментно закупить большое количество новых образцов становится проблематичным в финансовом плане. А если учесть факт, что цены на современные образцы вооружения ежегодно увеличиваются, порой многократно, то процесс перевооружения может затянуться надолго.

Существенную помощь Минобороны может оказать Государственный военно-промышленный комитет, который, кстати, в первую очередь должен поставлять вооружение и военную технику для собственной армии. Сегодня предприятия Госкомвоенпрома действительно имеют прогресс в разработке и производстве конкурентоспособной и современной продукции военного назначения, Причем не только РЛС, средств связи, АСУ, противотанковых ракетных комплексов и бронеавтомобилей, в чем имеется значительный задел, но и огневых средств поражения. Речь идет о РСЗО «Полонез» белорусского производства, представленного широкой публике на параде 9 мая.

К сожалению, но приходится констатировать, что белорусские военные также сталкиваются с моментами, когда закупаемые отечественные образцы вооружения превосходят по цене зарубежные аналоги. Это обстоятельство зачастую не позволяет Минобороны приобрести необходимое количество вооружения и военной техники. Хочется верить, что эта проблема не возникнет с поставкой «Полонезов».

Остается лишь надеяться, что вопрос выделения финансирования на перевооружение армии будет решен в скором времени. Причем правительственным мужам стоит четко осознавать, что с вопросами обеспечения безопасности государства откладывать в долгий ящик нельзя. Достаточно опыта соседей, чтобы не допускать ошибок, которые могут стать фатальными.

источник
 
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Германия совсем потеряла страх! Мерц таки решил участвовать в ударах по российской территории
Россия передала всего лишь два бешенных ракетных комплекса, а Израиль и США уже теряют сознание
Российские истребители внезапно вторглись на территорию НАТО. Пощечина получилась увесистой
Зеленский среди лидеров НАТО был как отверженный вшивый! Неожиданное фиаско Зеленского на саммите НАТО
Куда зарыли иностранных наёмников на Украине. Почему Белоусов приказал иностранных наёмников в плен не брать
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин