
Об этом генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил на встрече министров иностранных дел Альянса в Турции. Дословно он сформулировал намерение «сохранить присутствие в Афганистане на долгосрочной основе и после завершения миссии альянса «Решительная поддержка», то есть после 2017 года. С этой целью уже через полгода после начала упомянутой миссии 1 января НАТО инициирует новую операцию под названием «Прочное партнёрство». Принципиальной разницы между ними нет. Новая миссия также будет ориентирована на «инструктаж афганских институтов безопасности» с той лишь разницей, что официально перейдёт под гражданское управление. Она станет уже третьей после ввода войск в 2001 году и, судя по риторике, бессрочной.
Это заявление стало первым официальным признанием сохранения миссии НАТО во главе с США в Афганистане. Официально военная миссия ISAF (международных сил содействия безопасности в Афганистане) закончилась 9 декабря 2014 года, когда через 13 лет было выведено 90 % сил из состава 150-тысячного контингента. Однако уже 1 января она была продолжена новой операцией «Решительная поддержка», в рамках которой 12,5 тыс. натовских военных (из них 10 тыс. – американцы) до 2017 года должны подготовить афганские силы к самостоятельной борьбе с «Талибаном». Цель новой миссии такая же: помочь афганским институтам безопасности стать «самодостаточными».
Тем не менее, НАТО посчитало нужным выделить третий этап своего присутствия в Афганистане. Единственное отличие – гражданское руководство – выглядит формальностью, которая просто должна быть, чтобы обосновать новизну очередной кампании. Или – продолжить старую историю в новой упаковке. Эволюция названий американо-натовских операций: «Несокрушимая свобода», «Решительная поддержка», «Прочное партнёрство» — создаёт идеальную иллюзию западного миротворчества, однако реальные результаты этой большой и непрерывной кампании разрушают этот насаждаемый миф.
40-кратный рост наркоиндустрии, увеличение опиумных посевов в 25 раз, 5 % наркоманов, 30 % обслуживающих трафик афганских силовиков. А теперь ещё и мак-ГМО, дающий двойной урожай опия, который в этом году обещает стать рекордным на юге страны. Даже талибы называют миссию ISAF«полным провалом для США и НАТО». За её годы Афганистан стал не только мировым наркопритоном, но и новым террористическим полигоном. Часть «Талибана» присягнула на верность «Исламскому государству», который провозгласил на территории Афганистана и Пакистана «Вилает Хорасан».
Формирование в стране нового террористического фронта происходит в момент, когда афганские силовики, действительно, нуждаются в помощи. За прошлый год их потери выросли на 6,5 % по сравнению с 2013 годом, составив более 4,6 тыс. чел. В этом году, только за первые 15 недель, армия и полиция потеряли убитыми и ранеными 4950 человек. Это в 1,7 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 2900 чел. Удручающая статистика потерь АНСБ (Афганские национальные силы безопасности) воодушевляет натовских политтехнологов, однако вместе с тем разоблачает миф о военной помощи афганским силовикам.
Финансовая помощь выделяется. Согласно соглашению о безопасности, до конца 2016 года на содержание афганской армии НАТО обязано выделять $4 млрд. ежегодно. О выделении ещё $60 млн. в 2015 – 2017 годах на саммите НАТО заявила Турция. Однако, вряд ли, денежные вливания смогут решить многолетний системный кризис безопасности в Афганистане. За годы американского покровительства страна превратилась в коррупционную яму, в которой уже кануло $104 млрд. Парадокс ситуации состоит в том, что ISAF должны были за 13 лет после свержения режима талибов эту самую безопасность обеспечить, по крайне мере, в Кабуле и его окрестностях, а АНСБ – научить обеспечивать её самостоятельно.
Общая численность АНСБ с 2009 года увеличилась почти в два раза и достигла 344,5 тыс. чел. Однако численность её значительно проигрывает перед боеспособностью и квалификацией личного состава. Поэтому уровень участия западных военных в конфликте не сокращается уже два последних года, а в марте он даже вырос по просьбе самого Кабула. Сама идея АНСБ уже давно дискредитировала себя массовым дезертирством и нападением на военнослужащих самой ISAF, а также угрозами в адрес правительства «уйти в талибы». У НАТО ещё много работы в Афганистане. Однако сам Альянс не торопится, несмотря на то, что его целеполагание не выдерживает критики.
План дальнейшего присутствия НАТО будет разработан лишь к осени, а формат нового сотрудничества будет определён лишь в июле 2016 года на саммите в Польше. Афганский МИД пояснил, что программа «Прочное партнёрство» будет «более продолжительной», чем двухлетняя программа «Решительная поддержка». Такая неопределённость удаляет присутствие НАТО в Афганистане в далёкую временную перспективу с одной единственной целью – обеспечить США долгосрочное присутствие в этой стране для прослушки этой части Евразии.
источник