«Белые негры Европы». Как Польша хотела стать колониальной державой


В Польше не любят, когда политику Речи Посполитой в отношении «восточных территорий», ныне входящих в состав Украины и Белоруссии, называют колониальной. При этом поляки не ощущают никакого когнитивного диссонанса, когда параллельно восхищаются романом Генрика Сенкевича «Огнём и мечом», изображающим покорение взбунтовавшихся на Украине туземцев

Cнятый на его основе одноимённый фильм Ежи Гофмана привлёк в польские кинотеатры больше всего зрителей с 1989 года — свыше семи миллионов, доходы от его проката в Польше превысили 26 миллионов долларов, что больше, чем у «Титаника» и «Аватара».

Однако у Генрика Сенкевича есть и чисто колониальные сюжеты — к примеру, написанная в 1911 году повесть «В дебрях Африки» (пол. W pustyni i w puszczy). Она повествует о судьбе детей инженеров, строящих Суэцкий канал, похищенных арабскими повстанцами.

Четырнадцатилетний поляк Стас Тарковский и его лучшая подруга, восьмилетняя англичанка Нель Ровильсон, бегут из плена, в чём им помогает чернокожий раб Кали. Хотя Кали оказывается сыном вождя одного из местных племён и сам становится вождём после его смерти, он, привязавшись к детям, сопровождает их дальше, взяв в спутники ещё нескольких соплеменников. То есть Кали является классическим «хорошим негром», привычным для произведений того времени (при этом арабы и бедуины в массе своей изображены в книге исчадиями ада).

Эта повесть Сенкевича входит в базовый курс польской литературы для школьников, она изучается в четвёртом-шестом классах средней школы и до недавних времён никаких претензий не вызывала.

Однако после убийства американскими полицейскими чернокожего Джорджа Флойда всё изменилась. Катажина Фиолек, учительница польского языка из города Сохачев под Варшавой, 3 июня создала петицию на сайте Министерства образования Польши с требованием убрать повесть «В дебрях Африки» из школьной программы. «У Кали — лицо Джорджа Флойда», — написала учительница, апеллируя к министру образования Дариушу Пионтковскому.

«Это книга, которая, несмотря на многие свои замечательные черты, учит презрению, неуважению и чувству превосходства над каждым, кто не является белым христианином. Какова цель внушения ученикам идей, владевших миром сто шестьдесят лет назад?

На издательском рынке есть множество книг о приключениях детей, и не должны удерживать в программе «В дебрях Африки» наши сентиментальные чувства, которые искажают образ мира для будущих поколений», — написала Катажина Фиолек в своей петиции, утверждая, что учащиеся 4-6 классов, которым адресована книга, не готовы к критическому прочтению текста и сложно воспринимают проблемы колониальных завоеваний даже с помощью преподавателя.

Правда, после вала негативных комментариев и откровенных оскорблений учительница закрыла сбор подписей под своей петицией, хотя за три дня та набрала 1903 подписи из 2000, необходимых для рассмотрения.

Как написала журналистка портала Noizz.pl (входит в группу Ringier Axel Springer Polska), чернокожая Оливия Босомтве, «хотя изучение повести Генрика Сенкевича «В дебрях Африки» я помню, как сквозь туман, мне кажется, что, как маленькая чернокожая полька, я должна была сделать сверхусилия, чтобы отождествить себя со Стасом и Нель и воспринять стереотипное описание персонажей, у которых, как и у моего отца, была черная кожа».

Босомтве отмечает, что во всём мире активисты призывают к пересмотру того, что называют «привилегией белых», и к борьбе с расизмом, скрытым во взглядах и повседневных отношениях, однако в Польше эти лозунги не совпадают с лозунгами в западных странах.

«Нам нравится думать, что у нас нет такой проблемы с расизмом, потому что у Польши не было зарубежных колоний и мы не торговали рабами, поэтому наше участие в колониальных и постколониальных проблемах невелико. Между тем дело обстоит гораздо сложнее», — утверждает журналистка и напоминает полякам, что в межвоенной Польше получение колоний в Африке дискутировалось вполне серьёзно.

Перед Первой мировой войной в военно-морских флотах колониальных держав служили тысячи поляков. Некоторые дослужились до высоких офицерских чинов, и свою профессиональную квалификацию стремились использовать в возрождённом отечестве. Для большинства польских политиков межвоенного периода море было понятием далёким и туманным, а узкая полоса морского побережья, отданная Польше по Версальскому договору, не впечатляла. Однако некоторые осознавали, что будущее Польши, её хозяйственное развитие зависит от морской политики государства. Строительство Польши в качестве морской державы требовало формирования в обществе «морского сознания».

12 января 1937 года, выступая перед бюджетной комиссией Сейма, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек заявил, что «для Польши большое значение имеют вопросы эмиграции населения и получения сырья», и что её «больше не может удовлетворять прежняя система решения так называемых колониальных вопросов».

В частности, Польша добивалась передачи ей Мозамбика от Португалии и Мадагаскара от Франции — именно на этот остров позже планировалось выселить всех польских евреев, о чём посол Польши Липкий вёл переговоры с Гитлером в 1938 году.

Лозунг «Всех евреев на Мадагаскар!» на государственном уровне использовался в межвоенной Польше вполне официально. Больше того, на африканский остров даже выезжала польская комиссия, чтобы проверить, насколько он пригоден для осуществления этой затеи.

18 апреля 1938 года по всей Польше был с размахом отмечен «день колоний», превратившийся в демонстрацию с требованием заморских владений для Второй Речи Посполитой. По поручению правительства этой кампанией руководил генерал Соснковский, позже главнокомандующий вооружёнными силами Польши. Костёлы посвящали требованию колоний мессы, а в кинотеатрах демонстрировались фильмы колониальной тематики.

Хотя колониальные планы польского правительства вызывали в обществе неоднозначную реакцию, в 1939 году «Морская и колониальная лига» насчитывала почти 1 миллион членов.

Крест на польских колониальных планах поставила Вторая мировая война, в 1939 году «Морская и колониальная лига» прекратила своё существование.

Однако коммунистические власти Польши, которая благодаря Сталину получила огромное побережье на Балтике, уже в 1944 году восстановили деятельность организации под названием «Морская лига». С 1953-го она действовала как часть «Лиги друзей солдата», но уже в 1981-м опять стала независимой организацией. В 1983-м в Польше на государственном уровне отметили 65-летие создания Лиги, на здании её штаб-квартиры в городе Лодзь была установлена соответствующая мемориальная доска.

В 1999 года «Морская лига» была переименована в «Морскую и речную лигу», организация действует до сих пор, а в декабре 2018 года Сенат Польши даже провозгласил 2019-й Годом «Морской и речной лиги».

Колониальный дискурс с польского общества с годами ослаб, тем более что после Второй мировой Польша получила огромные территории, которые веками принадлежали Германии, и занималась «внутренней колонизацией».

Однако, с моей точки зрения, тот нездоровый фанатизм, с которым власти Польши занимаются «экспортом демократии» на Украину после 2004-го, а особенно после 2014 года, имеет в своей основе нереализованный комплекс «бремени белого человека». При этом, как отмечено выше, ранее входившие в состав Речи Посполитой (как до 1795, так и в 1918-1939) нынешние украинские земли в Польше колониями не считают, и перед потомками украинских крестьян, которые пребывали в положении рабов польских помещиков, становиться на колени не собираются.

При этом, как ни парадоксально, перед чернокожими рабами поляки «встали на колени» ещё тогда, когда это не было мейнстримом.

В 1802 году Наполеон добавил польский легион из около 5200 человек к силам, посланным на Гаити для борьбы с восстанием чернокожих рабов. После первых боёв и получения информации о том, что рабы освободили себя от своих французских хозяев, многие поляки решили присоединиться к восставшим в борьбе против французской армии.

Первый президент и впоследствии император Гаити Жан-Жак Дессалин называл поляков «белыми неграми Европы», что считалось тогда высокой честью и проявлением братского отношения к полякам.

Много лет спустя гаитянский диктатор Франсуа Дювалье также использовал эту концепцию в отношении живущих на острове поляков, хотя относился к ним иначе. В эпоху Дювалье польские поселения на Гаити — Казале и Фон-де-Бланк превратились в оплот коммунистической идеи, которую поддерживали многие молодые гаитянские интеллектуалы, боровшиеся с диктаторским режимом.

29 марта 1969 года в Казале противостояние молодёжи завершилось гибелью нескольких человек в результате расправы с помощью тонтон-макутов. Во время визита на Гаити в 1983 году папа римский Иоанн Павел II упомянул в своей речи об участии поляков в восстании рабов, приведшем к независимости страны.

Однако в нынешней Польше, где в стиле карго-культа устраивают коленопреклонение перед чернокожими на площадях больших городов, об этом эпизоде в истории польского народа почему-то предпочитают не вспоминать — видимо, ещё не окончательно утратили надежды на получение колоний.

По крайней мере, во время агрессии США и Великобритании против Ирака подразделение польского спецназа «Гром» было в первых рядах атакующих войск, и польские власти рассчитывали получить от оккупации Ирака экономическую выгоду.
источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
1 комментарий
  1. Анчутка
    Но ведь это все история, культурное наследие. Почему дети не должны изучать исторические факты, просвещаться. Поглядеть на сегодняшнюю политику превозносимых поляками Штатов... Они что, реально демократию двигают!? Умоляю... Войны, перевороты, да та же колонизация в борьбе за ресурсы... Это что ли хорошо... Что за аморальные сравнения с каким-то флойдом, наркоманом и преступником... Какое-то дегенеративное у поляков мышление. Местами аморальное.
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин