Коронавирус оказался сильнее всех армий мира, а маленькая Грузия в борьбе с COVID-19 оказалась сильнее США и Евросоюза. Означает ли это, что когда пандемия закончится, грузинская власть пересмотрит государственные приоритеты – направит все имеющиеся ресурсы не на вступление в НАТО, ассоциацию с ЕС и партнёрство с США, которые сегодня не смогли защитить даже самих себя, а на благосостояние грузинского народа – на здравоохранение, трудоустройство и сельское хозяйство, на промышленность, образование и культуру – на всё, что сделает Грузию сильнее многих стран с большими армиями?
Стандарты НАТО обязывают Грузию покупать дорогое вооружение, которое, тем не менее, не делает её сильнее; стандарты Евросоюза – соблюдать Соглашение о свободной торговле, которое не заменит Грузии российский рынок; а безвиз со странами Шенгена, который принёс в Грузию коронавирус, не заменит Грузии российских туристов. А когда из России в Грузию полностью иссякнут потоки туристов, денежных переводов и инвестиций, и без того оскудевшие по политической причине, станет ясно – сможет ли Грузия прожить без России.
Вот почему сегодня любые заявления против России – идущие от оппозиции или власти – представляют прямую угрозу государственным интересам Грузии, её населению. Вот почему для жителей Грузии победа над коронавирусом в России, где живёт и работает очень много грузин, важна не менее, чем в самой Грузии.
После того, как 26 февраля в Грузии был выявлен первый случай заражения коронавирусом, западные «друзья» хранят молчание: враз умолк хор европарламентариев и американских конгрессменов, которые ежедневно пачками присылали в адрес «Грузинской мечты» и её председателя гневные письма с обвинениями в предательстве демократии и пособничестве России; исчезли с телеэкранов «озабоченные правами человека» в Грузии послы ЕС и США, которые до тех пор принуждали власти к встречам с оппозицией, пока не вынудили первых поступиться конституционными принципами.
Исходя из опасений, что Грузия попросит своих стратегических партнёров по обеспечению черноморской региональной безопасности оказать ей необходимую финансовую и медицинскую помощь для борьбы с короновирусом; замолкли декларации, что «США, НАТО и Евросоюз продолжают поддерживать территориальную целостность Грузии» и «высоко ценят её вклад в миссии в Ираке, Афганистане и ЦАР».
Когда стало понятно, что Грузия, благодаря молитвам грузинского Патриарха, врачей, полиции и менеджменту премьер-министра справляется и без помощи «западных друзей», а банк Иванишвили «Карту» высказал готовность выделить финансовую помощь в любом необходимом объёме, вновь послышались ослабшие голоса западных «друзей». Но они «поменяли пластинку» – например, генсек НАТО позвонил министру иностранных дел Залкалиани, чтобы убедиться, что коронавирус не отменил «сотрудничество между НАТО и Грузией в контексте безопасности на Черном море», а послы ЕС и США выразили «благодарность и восхищение действиями грузинского правительства».
Означает ли это, что отныне западные друзья уже не будут читать власти Грузии нотации и учить демократии, а наоборот – будут брать с неё пример?