Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сильно переживает на фоне разговоров о скором принятии нового закона, который будет регламентировать иностранные финансовые потоки путем присвоения получателю статуса иноагента. Такой закон уже давно существует для организаций и прочих юрлиц, однако теперь он затронет и самых обычных граждан – лиц физических.
В одной из социальных сетей Венедиктов написал ироничный, полный печали пост. Там он выразил непонимание, почему те, кто ввозит деньги в страну получают клише «иностранный агент», а те, кто вывозит – «патриот».
Тема злободневная и очень душещипательная. Особенно для тех, кто привык ни в чем себе не отказывать, проматывая хрустящие доллары и евро. Например, известное оппозиционное медиа «Эхо Москвы». Особую озабоченность уже выразили небезызвестные сотрудники «Эха» - Евгения Альбац, Саша Плющев и другие. Но здесь, скорее всего, ничего личного.
Целый общественный пласт, преимущественно либеральных взглядов, убежден, что новый закон направлен против конкретных людей. Все они – голос свободы, который противоречит действующей власти, отстаивая демократические ценности. В Кремле их боятся, вот и решили навешивать яркие бирки в виде шильдика «иностранный агент» каждому неугодному журналисту.
Однако, судя по всему, большинство этих людей, страдающих паническими атаками, так и не удосужились ознакомиться с текстом документа, которого так боятся и так презирают. В законе действительно сказано, что статус «иностранный агент» получат физические лица, занимающиеся распространением печатной, аудио или видео информации, получающие финансирование от зарубежных компаний или физических лиц, а также лиц, связанных с такими компаниями или людьми. Вот только эта «черная метка» не накладывает почти никаких ограничений на получившего ее человека.
Так, журналист, внесенный в реестр Минюста со статусом «иностранный агент», будет обязан зарегистрировать юридическое лицо и обозначить новый статус. Эта мера необходима лишь для того, чтобы такая деятельность попадала под налогообложение. Никаких гражданских ограничений у «иноагентов» не предусмотрено. Более того, в случае прекращения получения финансирования из-за рубежа, человек может быть исключен из перечня Минюста.
Никаких тюремных сроков или гигантских штрафов не будет. Примечательно, что, например, в Штатах законодательство значительно жестче регламентирует эту сферу. Недавно вернувшаяся на родину из США Мария Бутина, отсидевшая срок за решеткой, не даст соврать.
Касательно замечания Венедиктова необходимо отметить, что вывод средств за рубеж довольно сомнительно вяжется со словом «патриот» и тут он, безусловно, прав. Вот только почему-то он забывает, что один из генеральных спонсоров всей российской оппозиции именно так и поступил. Речь, конечно, о Михаиле Ходорковском. Почему-то мы ни разу не слышали на «Эхе», как беглого олигарха обвиняют в предательстве родины, а ведь именно так считает главред данного медиа. Нелогично.
Быть может, дело все в том, что Ходорковский уделяет немалое внимание политической жизни России, пытаясь раскачать лодку государственности через свои медиаресурсы и своих ставленников. Он щедро оплачивает всевозможные оппозиционные мероприятия, которые иногда носят, мягко говоря, незаконный характер. Таким образом «патриотом», по мнению Венедиктова, можно назвать только тех, кто придерживается строго определенных политических взглядов. Угадайте каких.