Предъявите ваш смартфон. Как мобильники заменят нам паспорта



А вот и нет. Согласно прошлогоднему опросу Mediascope, 68% российских интернет-пользователей предпочитают оплачивать покупки с мобильного браузера. Растёт и доля бесконтактных оплат: в 2017 году Visa объявила, что Россия лидирует по количеству карт, привязанных к тогдашнему Android Pay, и занимает третье место по общему количеству токенов для бесконтактных платежей.

В том же году «Деловой Петербург» написал, что у Сбербанка каждый месяц прирастает по 20% бесконтактных транзакций. Ну а в 2018-м, по словам представителей Альфа-банка, количество NFC-платежей выросло в пять раз — до 133 миллионов.

Сдаются даже самые консервативные отрасли, буквально помешанные на безопасности. В феврале Минтранс дал авиаперевозчикам добро на использование цифровых посадочных талонов. Во времена, когда смартфон используется вместо билета в кинотеатр и на поезд, бумажный талон на самолёт действительно выглядит пережитком. Но и эта традиция уступает прогрессу.

Сегодня ты смартфоном платишь, завтра — голосуешь

Что осталось сделать, чтобы «упаковать всю жизнь в смартфон»? Для этого достаточно внедрить в мобильник необходимые документы. В некоторых европейских странах уже сегодня есть что-то отдалённо напоминающее «цифровой ID». Заграничные паспорта давно чипуют, поэтому «бумагу» можно использовать в связке со смартфоном. Например, нидерландская система онлайн-идентификации DigiD (местный аналог «Госуслуг») позволяет заходить на государственные сервисы, приложив паспорт или водительское удостоверение к телефону.

А в Великобритании, которая никак не покинет Евросоюз, подобное приложение поможет гражданам ЕС получить британское гражданство после «брексита». Правда, только для владельцев Android — у Apple драконовская политика относительно NFC, она держит доступ только для себя. В России не отстают и планируют с 2021 года поэтапно заменить обычную бумагу на пластик с чипом. Причём в микросхему зашьют не только паспортные данные, но и другие документы, включая СНИЛС и ИНН.



Параллельно Сбербанк в кооперации с государством начал собирать биометрические данные — образцы голосов и черты лиц. Сотрудники отделений рассказывают, что вскоре это позволит получать доступ к банковскому счёту без карты, а также заказывать услуги, не заезжая в офис. Однако Сбербанк не договаривает, что вся собранная биометрия хранится в Единой биометрической системе ЕСИА, которая обеспечивает доступ к аккаунту «Госуслуг».

Дело за малым — устранить посредника в виде «бумажки с чипом».

Как это будет работать в РФ?

В конце 2020-го правительство планирует запустить «Цифровой профиль» — что-то вроде расширенных «Госуслуг», где будут записаны ИНН, СНИЛС, паспортные данные, сведения о финансовой и гражданской активности россиян. Поскольку досье хранится на платформе ЕСИА, очевидно, что собранную биометрию будут использовать именно там.

Тогда при чём тут смартфон? Штука в том, что мобильник распознаёт голос и отпечатки пальцев, а это — самые надёжные способы идентификации личности. О том же в прошлом году писал техножурналист Forbes Иван Черноусов: «Потенциально такой подход выглядит более естественным для замены (или дублирования) бумажных паспортов, тем, что биометрию сейчас активно изучают такие осторожные компании, как банки».



В итоге складывается такая картина. У вас будет паспорт с чипом и смартфон с «Цифровым профилем», куда можно зайти, если «посветить» лицом или подать голос. Паспорт и «Цифровой профиль» будут связаны. Что мешает в такой ситуации поставить знак равенства между документом и мобильником? Ничего. И тут встаёт ребром вопрос приватности.

Ваш голос, лицо, паспорт, СНИЛС, ИНН, ссылки на соцсети — и всё это в одном профиле, в одном телефоне. Удобно. В том числе и для слежки.

Например, кто-то «наверху» сможет узнать, сколько денег поступило на вашу банковскую карту за последний месяц. Впрочем, Евгений Смирнов, юрист правозащитного объединения Команда 29, в разговоре с 4PDA отметил, что государственные органы вроде полиции и прокуратуры всё равно получат доступ ко всем необходимым данным. По его словам, в текущих реалиях не принципиально, добавится ли к этому слежка с использованием биометрии — информации и так хватает:

Электронная почта, публичный Wi-Fi, видеокамеры в торговых центрах, выписки из банка и тому подобное есть почти в каждом уголовном деле. С помощью этого следствие подтверждает факт использования какого-либо гаджета или электронной почты человеком, его местонахождение, публикации в сети.

Евгений Смирнов
юрист правозащитного объединения Команда 29

Выходит, если вы чтите закон, приватность не должна вас беспокоить — по идее, полиции нет дела до того, где вы вчера ужинали и смотрели кино. Допустим, что это так, но остаётся другая проблема — утечка данных. В ноябре прошлого года в сеть попало примерно полмиллиона профайлов сотрудников «Сбера» — напомним, этот банк в том числе строит инфраструктуру «Цифрового профиля», где будут документы миллионов граждан.

Пора выкидывать смартфон?
Ни с утечкой, ни с возможным произволом спецслужб обычный российский гражданин бороться не может. Значит ли это, что самое время убегать жить в лес? Едва ли — никакой приватности в 2019 году не осталось, а потенциальный сервис уровня «Цифрового профиля» хотя бы сделает жизнь чуточку удобнее. Да и привыкли уже к разного рода «сливам». Например, в разговоре с 4PDA техножурналист Илья Кичаев отметил, что «несмотря на недоверие к государству», его не сильно волнует вопрос безопасности:

Мои пароли надёжнее, чем «password», они состоят из рандомных символов — этим себя и успокаиваю. А ещё тем, что большинство сервисов переходит на сквозное шифрование, и что «пакет Яровой» не действует, а изоляция Рунета работать не будет. По крайней мере, пока.

Илья Кичаев
техножурналист

Кроме того, Илья добавил, что у простого человека нет проблем с приватностью: людям важнее возможность удалённо заблокировать карточку. По мнению нашего собеседника, несмотря на все риски и потенциальные проблемы, народ готов к полноценной связи паспорта и мобильного телефона. Бесконтактные платежи и мобильные «Госуслуги» открыли для этого лазейку, а проект цифрового паспорта — юридическую почву.

Но не окажется ли всё это троянским конём, внутри которого спрятан ещё больший контроль со стороны государства? Выводы делать рано, дождёмся хотя бы запуска «Цифрового профиля». А пока — наслаждаемся остатками приватности.

{banner_banner4}



источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Германия совсем потеряла страх! Мерц таки решил участвовать в ударах по российской территории
Россия передала всего лишь два бешенных ракетных комплекса, а Израиль и США уже теряют сознание
Российские истребители внезапно вторглись на территорию НАТО. Пощечина получилась увесистой
Зеленский среди лидеров НАТО был как отверженный вшивый! Неожиданное фиаско Зеленского на саммите НАТО
Куда зарыли иностранных наёмников на Украине. Почему Белоусов приказал иностранных наёмников в плен не брать
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин