Le Monde (Франция): Продажа оружия Саудовской Аравии ставит Европу в неловкое положение

Le Monde (Франция): Продажа оружия Саудовской Аравии ставит Европу в неловкое положение


По всей Европе нарастает чувство смущения в связи с продажей оружия Саудовской Аравией и ОАЭ при том, что их военное вмешательство в Йемене все больше затягивается, а список обвинений в военных преступлениях растет. Споры по поводу использования оружия против мирного населения наталкиваются на ряд экономических реалий. «Монд» рассказывает о том, кто продолжает подписывать контракты, а кто дает задний ход по экономическим соображениям.

Редакционная статья

По всей Европе нарастает чувство смущения в связи с нравственной и юридической стороной продажи оружия Саудовской Аравией и ОАЭ при том, что начатое этими странами в 2015 году военное вмешательство в Йемене все больше затягивается, а список обвинений в военных преступлениях растет. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира, за период с 2001 по 2015 годы европейские компании продали Эр-Рияду (второй по значимости импортер в мире) вооружение на сумму в 57 миллиардов евро. Стоит отметить, что тогда почти 60% саудовского оружия поступало из Европы.

Впоследствии некоторые государства продолжили эти поставки, как, например, Великобритания, верная союзница аравийцев. Другие же заняли более осторожную позицию: не привлекая внимания, как Франция, или неуверенно, как Германия и Испания. Некоторые подумывают и том, чтобы дать задний ход по экономическим соображениям.

Германия: застигнутая врасплох коалиция

19 сентября «Шпигель» (Der Spiegel) написал о том, что немецкое правительство дало добро на экспорт танковых навигационных систем для Саудовской Аравии, а также 48 боеголовок и 91 корабельной ракеты для ОАЭ.

Со стороны оппозиции, особенно партии «Зеленых» и социалистической партии, последовала резкая критика: отмечалось, что такой экспорт противоречит подписанному в феврале «коалиционному договору» консерваторов (ХДС/ХСС) и социал-демократов (СДПГ). «С настоящего момента мы больше не одобрим экспорт военной техники в страны, которые участвуют в конфликте в Йемене», — говорится в соглашении.

Как бы то ни было, этот эпизод отвечает логике дипломатического сближения Берлина с Эр-Риядом. Их отношения серьезно обострились в конце 2017 года, когда тогдашний министр иностранных дел Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) критически отозвался об «авантюристской» региональной политике Саудовской Аравии, которая в частности вынудила уйти в отставку ливанского премьера Саада Харири. Преемник Габриэля Хайко Маас (Heiko Maas) выразил «сожаление» своему саудовскому коллеге 26 сентября в Нью-Йорке в ходе сессии Генеральной ассамблеи ООН.

Откровения «Шпигеля» пролили свет на расхождения между официальной позицией немецкого правительства, которое утверждает, что очень жестко контролирует все поставки оружия, и реальностью: Германия является сегодня пятым по значимости экспортером оружия в мире и занимает 5,6% рынка, уступая лишь Франции, Китаю, России и США. В этом вопросе особенно четко проявляется двусмысленность позиции СДПГ, которая разрывается между пацифистскими идеями и стремлением сохранить рабочие места.

Отступление Испании

Новое социалистическое и прогрессивное испанское правительство Педро Санчеса наделало немало шума, заявив в начале сентябре об отказе поставить Саудовской Аравии 400 бомб с лазерным наведением (договор был подписан предыдущим кабинетом министров в 2015 году), чтобы не допустить их использования в войне в Йемене. Эр-Рияд выразил протест.

Это решение всячески приветствовалось левыми и НКО, однако породило настоящую панику в Андалузии, где аравийцы заказали пять корветов на судостроительном заводе «Кадикс». Речь шла об инвестициях в 1,8 миллиарда евро и создании 6 000 рабочих мест в регионе с безработицей в 27% активного населения. Дипломатический кризис в отношениях с королевством поставил договор под угрозу.

На фоне демонстраций местных рабочих региональное правительство (социалисты) выразило обеспокоенность по поводу приближающихся выборов. 13 сентября исполнительная власть уступила под давлением и сообщила, что не будет отменять продажу. Министр иностранных дел и бывший глава Европарламента Жозеп Боррель (Josep Borrell) даже посчитал нужным заявить, что это оружие обладает «выдающейся точностью, менее метра», и должно помочь избежать «сопутствующего ущерба». Все это повлекло за собой критические заявления об «импровизации» правительства со стороны правых, а также части левых.

Париж, осторожный союзник Эр-Рияда

Для Франции «Саудовская Аравия — не клиент, а союзник». Президент Эммануэль Макрон придерживается принципа преемственности и считает, что подписанные в прошлом соглашения необходимо выполнять. Иначе говоря, продажа вооружения, которое может быть использовано в Йемене, продолжается, пусть и с «особой бдительностью», как утверждают в соответствующих ведомствах. Разрешения на экспорт на Ближний Восток рассматриваются раз в месяц, а запросы участников войны в Йемене (на снаряды, ракеты, запчасти и т.д.) рассматриваются на специальных собраниях правительства. Париж не поставляет Эр-Рияду бомбы, однако продает снаряды для пушек Ceaesar. Что касается ОАЭ, они приобрели самолеты Mirage 2000, однако не пользуются французскими бомбами, а для их танков Leclerc все еще требуются боеприпасы и техобслуживание.

Как следует из документов, которые недавно опубликовали «Викиликс», «Медиапар» и «Шпигель», с подписанным в начале 1990-х годов соглашением на поставку бронетехники был связан один неприятный момент. В 2008 году парижский арбитражный суд рассматривал дело о выплате французским производителем 195 миллионов долларов комиссионных посреднику из ОАЭ, вероятно, в коррупционных целях.

Правозащитники потребовали прекращения поставок оружия во время визита саудовского наследного принца в Париж в апреле этого года, а 56 депутатов призвали (пока безуспешно) сформировать парламентскую следственную комиссию. 4 июля министр обороны Флоранс Парли (Florence Parly) сделала такое уточнение: «Раз вернуть уже поставленное оружие невозможно, у нас есть законное основание поинтересоваться насчет его использования. Насколько мне известно, проданная Саудовской Аравии наземная техника используется не в наступательных, а в оборонительных целях, на границе с Йеменом». Речь идет о пушках Caesar.
Саудовская Аравия была вторым по значимости клиентом Франции за период с 2007 по 2016 годы: основные соглашения касались модернизации фрегатов (миллиард евро), пушек Caesar (1,7 миллиарда) и дара Эр-Рияда ливанской армии, который частично отправился в его собственные арсеналы (2,4 миллиарда). В 2017 году заказы сократились до 626 миллионов евро. ОАЭ, с которыми Францию связывает оборонное соглашение, были ее шестым клиентом за прошлое десятилетие (701 миллион евро в 2017 году). К концу этого года ожидается принятие политических решений по новым договорам (катера, радары, многоцелевые самолеты).

Лондон подписывает все новые контракты

Призывы к мирному урегулированию конфликта не помешали Великобритании стать самым верным сторонником Эр-Рияда по вопросу Йемена в Совбезе ООН наравне с США. С 2015 года Лондон дал добро на поставки Саудовской Аравии вооружения на сумму в 5,2 миллиарда евро, по данным Кампании против продажи оружия (CAAT). Речь идет главным образом об истребителях-бомбардировщиках Eurofighter Typhoon, бомбах с лазерным наведением Paveway и ракетах Brimstone.

Эр-Рияд является значимым инвестором в Сити и ключевым рынком сбыта в международной стратегии Лондона после Брексита. Поэтому правительство Мэй делает все новые дружеские жесты в его адрес, как было, например, во время мартовского визита саудовского наследного принца Мухаммеда ибн Салмана. Хотя Мэй и выражает «глубокую обеспокоенность по поводу гуманитарной ситуации в Йемене», она подписала протокол о намерениях касательно поставки Эр-Рияду 48 Eurofighter Typhoon (потенциально речь может идти о нескольких миллиардах долларов).

Пацифисты из CAAT, бывшим руководителем которых был нынешний глава лейбористов Джереми Корбин (Jeremy Corbyn), называют эти сделки «позорными» и критикуют непрозрачность системы выдачи разрешений на экспорт (в частности, это касается хуже контролируемых и не ограниченных по времени «свободных лицензий»). Движение обратилось в суд с требованием приостановить поставки оружия Саудовской Аравии.

Правительство в свою очередь заверяет, что его процедуры контроля — одни из самых жестких в мире и соответствуют критериям ЕС. Идущие впереди всех в этом вопросе либерал-демократы требуют «незамедлительной остановки продажи оружия Саудовской Аравии вне зависимости от цены». Более осторожные (положение обязывает) лейбористы обещают «масштабные реформы» процедуры выдачи экспортных лицензий, которая в настоящий момент «держится в тайне».

Чувствительный вопрос для Стокгольма

Позиция Швеции по поставкам оружия в Саудовскую Аравию не отличается ясностью. Когда премьер Стефан Левен заявил в марте 2015 года, что его страна не будет продлевать подписанное в 2005 году соглашение о военном сотрудничестве с Эр-Риядом, сторонники непреклонности (в частности, зеленые и левые) аплодировали ему.

Тридцатка руководителей крупнейших шведских компаний в свою очередь выразила беспокойство насчет потенциальных экономических последствий. Министр обороны Петер Хультквист (Peter Hultqvist) поспешил успокоить их заявлением о том, что военное сотрудничество двух стран и так уже сошло на нет (разрыв соглашения должен был лишь подтвердить этот факт), и что Швеция хотела бы развивать отношения с Саудовской Аравией в «мирной сфере».

Тем не менее, когда Стефан Левен отправился в Эр-Рияд в октябре 2016 года, его сопровождал целый ряд промышленников, в том числе председатель совета директоров компании «Сааб» Маркус Валленберг (Marcus Wallenberg). По данным шведской прессы, компания за последние десять лет продала Эр-Рияду средств наблюдения и противотанковых ракет на сумму 511 миллионов евро.


На фоне критики правозащитников и левых социал-демократы, зеленые и четыре правоцентристские партии представили в июне 2017 года законопроект, который должен не допустить продажи оружия странам, виновным в «серьезных отступлениях от демократии». В теории закон должен запретить продажу оружия диктатурам, однако здесь возможны исключения, если это отвечает стратегическим интересам страны. По мнению экспертов, он ничего не изменит.

В 2017 году Швеция продала вооружение полусотне стран на общую сумму в 11,3 миллиарда крон. Стокгольмский институт исследования проблем мира называет королевство 14-м по значимости мировым поставщиком, тремя главными клиентами которого за период с 2013 по 2017 год стали ОАЭ (20%), Таиланд (16%) и Саудовская Аравия (13%).

источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Россия передала всего лишь два бешенных ракетных комплекса, а Израиль и США уже теряют сознание
Российские истребители внезапно вторглись на территорию НАТО. Пощечина получилась увесистой
Зеленский среди лидеров НАТО был как отверженный вшивый! Неожиданное фиаско Зеленского на саммите НАТО
Куда зарыли иностранных наёмников на Украине. Почему Белоусов приказал иностранных наёмников в плен не брать
Нож в спину! Беспилотники ВСУ атакуют Россию из Казахстана. Почему Токаев дал коридор Зеленскому
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин